Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora



История свадебного обряда в Аргуне 

Свадебный обряд в селе Аргун проводится с учетом традиций, которые насчитывают уже много сотен лет. Когда девушка достигает брачного возраста, к ней начинают свататься. Женихом становится тот, кому девушка вручит своеобразный знак своего расположения, например платок или кольцо. Конечно же, на выбор девушки оказывают влияние родители.  Но с момента преподнесения дара жениху, девушка считается посватанной и теперь к ней уже нельзя  свататься. Прежде с этого момента до свадьбы проходило порядка двух лет, нынче в этом месте обряд немного видоизменился. Теперь  после удачного сватовства невеста и жених ждут свадьбы всего несколько месяцев.  Договор о дне свадьбы обязательно заключается только при свидетелях – почтенных жителях Аргуна. И с этого момента до самой свадьбы жених и невеста должны общаться только в присутствии третьих лиц (свидетелей). Общение наедине им запрещено!

Но вот наступает долгожданный день свадьбы, к которой готовятся обе стороны. Свадьба в Аргуне – это череда обрядов, имеющих исторические корни и соблюдающихся неукоснительно вот уже несколько сотен лет.  С раннего утра дня свадьбы в доме невесты не спят. Все ждут приезда  друзей жениха. Их встречают на пороге и отдают невесту только после выплаты калыма. Калым же назначает самый уважаемый житель села – старейшина.

Свадебный картеж начинает движение. Ему преграждают путь родственники невесты, и пропускают только после выплаты: угощения, сладости, деньги.

Теперь невеста оказывается в доме жениха. Перед тем как переступить порог своего будущего дома она должна убрать с дороги веник и коврик, так как , если она этого не сделает, то родственники жениха решат, что невеста глупа и нерадива. Оказавшись в доме,  невеста не имеет права сама начинать разговор с родственниками своего будущего мужа, она даже сесть не может.  Так происходит до тех пор, пока кто-нибудь из родственников жениха не попросит девушку принести воды. После этого начинается разговор.

Свадьба в Аргуне играется три дня. В течение этого времени жених практически не видит свою невесту, так как принято ему веселиться отдельно с друзьями.  На третий день происходит регистрация брака. Обычно это происходит по воскресеньям и субботам, но возможно и в среду.

В былые времена мужчины Аргуна вступали в брак в 30 лет, в наше время эта традиция изменилась, теперь в брак вступают, в основном, двадцатилетние. Это происходит из-за прокатившихся по стране военных действий, теперь старики хотят поженить своих детей пораньше.

 

Легенда о князе Солса 

В давние стародавние времена жил близь Аргуна в ущелье князь Солса. Был он силен и могуч и обладал властью над всеми подвластными ему людьми. Солса использовал свою власть и для того, чтобы брать всех невест Аргуна сначала себе. И отпускать их к мужьям только на второй день.  Роптали люди, но боялись гнева сильного владыки.  Но однажды самый бедный бедняк решился пойти против Солсы. Он пришел к грозному князю и сказал, что не отдаст ему своей невесты. Солса рассмеялся, он  настолько привык, что ему подчинялись все беспрекословно, что даже не казнил смутьяна. «Ты не лучше других, запомни это!» - кричал Солса и смеялся. Но бедняк твердо решил отстоять честь своей невесты. Он направился к сыну Солсы  и выменял у него на золотой абаз великолепную саблю отца.  Сабля эта была выкована древним мастером, клинок ее мог обвиться вокруг руки на манер змеи. Вот такая была эта сабля!  А нажмешь на ее ручку, так тут же распрямится, как стрела.

Получив в свои руки такое оружие, бедняк опять направился к князю Солса и отрубил ему голову.  Голова князя покатилась такой силой, что перекатилась через Аргун. Легенда утверждает, что пока голова Солсы катилась, она сумела трижды прокричать повеление, которое отдал напоследок своим подчиненным грозный князь. Что ж он сказал?  Отрубленная голова прокричала: « С этих пор власть князей перейдет рабам их, а власть рабов – будет удел князей!» Так все и пошло.  Волны унесли голову князя, а бедняк со своей невестой прожил долгую и счастливую жизнь. Да только это не все. С того памятного дня, когда голова Солсы скатилась с плеч, не было больше в том краю господ-князей.

 

Вайнахи 

Коренным населением Аргуна являются чеченцы, которые ведут свою историю от вайнахов – легендарного народа, когда-то заселявшего Кавказ, Месопотамию, Малую Азию и Сирию.  Когда-то вайнахи были очень многочисленным народом и по легендам, дошедшим до нас, считается, что этот народ пришел с юга.  Вайнахи заселили никем незанятые земли. Их первым правителем был Кавказ. От этого имени и пошло, в последствие, название всей области. Так ли это?  Ученые  трудятся над решением этого вопроса, прояснить который нелегко, так как вайнахи не имели своей письменности и, следовательно, каких-либо достоверных источников не осталось. Историки собирают сведения о вайнахах, буквально, по крупицам.  Так они высказали предположение, что этот древний народ на рубеже второго тысячелетия до нашей эры расселился по Кавказу, Малой Азии, Сирии и постепенно растворился среди местного населения.  Лишь отдельные племена вайнахов сохранили свою самобытность. От них и пошли современные народы: чеченцы,  акинцы,  ингуши,  бацбийцы,  кистинцы,  орстхойцы. Чеченцы,  проживающие в Аргуне, называют себя   нохчий. Вероятно, это название берет свои корни от той первобытной области Нашх, которую первоначально заселил этот народ. 

 

Аргун

Сейчас Аргун – это город, раскинувшийся на Грозненской предгорной равнине.  Когда-то это был небольшой аул, а теперь  - пригород Грозного. 

Когда-то Аргун именовался Устар-Гардой, тогда это еще был обычный аул, населенный чеченским народом. «Устар-Гардой» можно перевести на русский язык, как «мастер-оружейник, кующий клинки», причем эти клинки именовались  «Гардой».  Гарда – это своеобразно изготовленное плетение ручки  клинка.  Клинки, изготовленные мастерами этого аула, были известны по всей Чеченской Республики.  Когда-то за ними приезжали издалека.

В начале 20 века «Устар-Гардой» был переименован в Аргун, по названию реки, протекавшей рядом с поселением. В 1962 году Аргуну присвоен статус городского поселения. А через пять лет, в связи с быстрым ростом населения и развитием промышленности Аргуну присваивается статус города. Происходит это в 1967 году.

За свою историю Аргун повидал немало! Так в 1944 году, по приказу Сталина,  Чечено- Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика прекратила свое существование. Весь народ был обвинен в коллаборационизме, то есть в пособничестве и сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами.  Народ был депортирован частично в Казахстан, частично в Киргизию.  Аргун становится в это время селом с названием «Колхозное».

В 1957 года Чечено- Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика была восстановлена, правда не совсем в тех границах.  Депортированный народ стал возвращаться на родную землю. 

В 1990 году Чечня вышла из состава Чечено- Ингушская Автономной Советской Социалистической республики, объявив о своем суверенитете. С тех пор Аргун – это часть Чеченской республики.

 

Новогоднее празднование 2000 года в Аргуне  

Весь мир с радостью встречал новый век и новое тысячелетие.  Чем же обернулись эти праздники в Аргуне?

9 января на мирно спящий город обрушился шквальный огонь. Боевики, спустившиеся с гор, а было их порядка ста пятидесяти человек, напали на Аргун. Боевики были хорошо подготовлены и разделены на ударные группы, состоящие из автоматчика, снайпера и гранатометчика. Пользуясь внезапностью, они выгоняли мирных жителей из их домов, занимая удобные для обстрела позиции. Боевики прорвались к железнодорожной станции, охраняли которую два отряда УВДТ (Кузбасского и Дальневосточного).  Завязался бой. Он шел долго. Потери несли обе стороны. Нападающие, неся урон, позиций не сдавали. Уже после боя стало ясно, что среди боевиков было тридцать убитых. Подмосковные омоновцы тоже теряли своих товарищей, двадцать воинов уже никогда не смогут вернуться домой после той грозной ночи.

Омоновцы ожидали поддержки из Ханкалы, откуда должен был прийти им на помощь бронепоезд. Но он не пришел. И бой продолжался. Он шел более двенадцати часов. А в минуты затишья, когда солдаты перезаряжали оружие, боевики устраивали «концерт», желая сломить дух омоновцев. Они кричали в мегафон угрозы, или предлагали бесплатные билеты до самой Москвы, пели и танцевали под аккомпанемент бубнов и выстрелов.  

Используя отвлекающие маневры, бандиты устроили несколько засад для омоновцев, спешащих на помощь своим товарищам.  Многие из них оказались весьма удачными. В перестрелке погиб командир СОБРа Климов.

Итоги аргунского боя говорят о многом, и прежде всего о недостаточной координации действий, самом вооружении милиции, которое у боевиков, оказалось лучшего качества.

Новогодние праздники 2000 года в Аргуне надолго останутся в памяти.

 

 

Языческие верования предков современного Аргуна – обряд призывания дождя 

Вайнахи, когда-то населявшие эти места были язычниками. Многие из их обрядов были забыты, но многие сохранялись неизменными на протяжении сотен лет. Так можно рассказать об обряде призывания дождя.

Дождь  всегда был необходим в этих каменистых краях,  с частыми засухами.  И вот возник обряд, правильное проведение которого, гарантировало появление на небесах долгожданных туч. Самыми простыми призывами дождя можно считать обряды, связанные с убийством змей или разорением вороньих гнезд. Для чего это делалось? Вайнахи из своих наблюдений заметили, что змеи любят сырость и часто выползают из ущелий и нор именно в дождливую сырую погоду. Значит, чтобы призвать долгожданный дождь, стоит убить несколько змей и развесить их на ветвях. Разорив воронье гнездо и изгнав из него черную птицу, тоже можно было надеяться на милость богов.

Такие обряды совершались в каждой семье отдельно. Но были случаи, когда требовалось усилие всех жителей аула. Например, при распашке сухого русла реки. Делалось это таким образом: население аула делилось на две группы – мужчины и женщины. Мужчины впрягались в плуг и тащили его по руслу реки, перепахивая ее в двух направлениях: в длину и в ширину. Потом в пропаханное русло лилась вода из кувшинов.  После этих действий наступала очередь женщин. Женщины также впрягались в плуг и тянули его вдоль сухого русла реки. После этого они обливались водой, а порой и сами падали в только что пропаханное русло сухой реки, а если случалось зазеваться мужчине, то женщины тоже сталкивали его в воду. 

Поскольку от дождей зависело очень многое, обрядов связанных с ним тоже достаточно. Так например для призыва дождя молодежь обряжала одного из своей компании в форме зеленого травяного снопа. На ряженого одевали вывернутую наизнанку шубу, а на голову  водружали сноп зеленой травы, ветви дерева с густой листвой или просто мешок, но тоже покрытый травой. Этот зеленый сноп водили по всему аулу, тем самым призывая дождь.

Уже позднее, когда языческие верования были вытеснены исламом, появился еще один обряд, выполнение которого гарантировало дождь. Обряд этот совершался только мужчинами. Причем самый старший и уважаемый житель села читал молитвы из Корана на берегу реки. Молодежь собирала камни и приносила их к ногам грамотных людей. Почему именно грамотных? Грамотный мужчина читал Коран и знал много молитв из него.  Так вот эти грамотные жители аула поочередно брали принесенные им камни, шептали над ними молитвы и опять складывали подле себя. Молодые люди собирали эти намоленные камни и бросали их в воду реки. Считалось, что вода омоет их и понесет слова Корана к морю. А от моря придут тучи, и будет долгожданный дождь!

 

Праздник Весны в Аргуне 

Уже многие столетия отмечается древний праздник Весны, который имеет языческие корни. Издавна он отмечался в день весеннего равноденствия (22 марта). Как и в стародавние времена, так и теперь женщины Аргуна готовятся к этому празднику: наводят чистоту в доме и на дворе., белят стены, начищают медную посуду. Когда-то ее обязательно выносили на улицу – под солнышко, чтобы ярко светящаяся медь скорее привлекла Весну.  В день весеннего равноденствия вся семья вставала до света, чтобы встретить на крыльце своего дома первые лучи восходящего солнца и тем самым, как бы встретить весну, в надежде, что она щедро одарит богатым урожаем, здоровьем и долголетием.

С праздником встречи весны связан такой языческий обряд, как выход в поле плуга. Весна – время начала посевных работ. Первая борозда – это залог нового урожая. Чтобы провести эту борозду из аула выбирался самый сильный, самый удачливый и самый добродетельный мужчина. Считалось, что боги, заметив все его положительные качества, дадут обильный урожай.  Проводился этот ритуал на четвертый день Праздника весны.   Вола, который будет пахать первую борозду, наряжали, украшая рога алыми лентами и смазывая их маслом. На кончик хвоста также повязывали ленточку. Встречать такого пахаря обязательно должна была его жена, причем, с полными ведрами воды. Праздник выхода плуга на этом не заканчивался. После совершения обряда начинался пир, а на второй день – скачки.

С принятием мусульманства, многие языческие верования были запрещены, но частично они все же сохранились,  дойдя до наших дней.

 

Новый год. Как его отмечают в Аргуне. История и современность 

Когда-то давным-давно  существовала такая традиция встречи Нового года, как обновление огня в домашнем очаге.  Что это значило? Оказывается, в канун Нового года вся пища для праздничного застолья  должна была быть приготовлена на новом огне.  По древней традиции новогодний пир не начинался до тех пор, пока не прогорит очень длинное бревно, положенное в очаг. Расскажем об этом подробнее. Загодя мужчина выбирал подходящее для очага дерево. Обычно это был дуб. Его засушивали на корню. А перед новогодними праздниками срубали и укладывали в очаг, так, чтобы бревно не позволяло закрыть дверь. Вся семья собиралась у очага и ждала, когда же прогорит бревно. По мере этого прогорания, бревно все дальше проталкивали в очаг, и вот наступал момент, когда дверь в дом свободно закрывалась. Вот тогда и начинался новогодний пир с весельем и песнями.  По всему аулу происходило то же самое.  И по мере прогорания ритуального бревна, все в новых и новых домах начинался праздник. Это значило, что и к ним пришел Новый год!

В этот день пекли специальный хлеб круглой формы с расходящимися от него лучами. Для старшего в семье пеклись квадратные пирожки с начинкой, а для гостей – круглые.

В новогоднюю ночь принято было гадать. Гадали и по бараньей лопатке, предварительно очистив ее и смотря на просвет, пытались предсказать будущее для своей семьи: урожайным ли будет год, умрет ли, кто или, наоборот, родится, стоит ли готовиться к свадьбе…  Очень популярным было гадание на соленых лепешках. Его, как правило, проводили девушки, еще не вышедшие замуж. Так для этого гадания пеклись три очень-очень соленые лепешки. Две из них гадающая девушка клала под подушку, а вот третью съедала. Пить при этом было нельзя, а то гадание не получится. Предсказание заключалось же в следующем: кто во сне даст девушке испить воды, тот и будет в скором времени ее женихом.

Было принято в эту ночь ходить ряженым. Молодежь надевала на себя, вывернутые на изнанку шубы и тулупы, красили лицо сажей, приделывали к голове рога. Они пели песни и желали хорошего урожая, долголетия, здоровья. За это их угощали в каждом доме.

На второй день Нового года обязательно проводились соревнования в ловкости – скачки. Победить на них было очень почетно.

Сегодня эти традиции ушли в прошлое, современные жители Аргуна в Новый год собираются со своими родственниками и друзьями за праздничным столом, где подается традиционное угощения, и произносятся тосты.