Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Древние верования.

Когда-то в стародавние времена повсеместно отмечался весенний праздник богини Тушоли.   
Культ поклонения этой богини уходит во времена вайнахов – предков современных чеченцев.  Тушоли – это прекрасная богиня плодородия, любви, весны и деторождения.  Богиня  Тушоли – по верованиям древних вайнахов – основа всего живущего.  Чествовали богиню обычно в последний воскресный день первого месяца весны.  Обычно к этому времени прилетала символическая птица счастья – удод.  Удод считался главной птицей, которая приносит на своих крыльях весну. Его называли даже «Курица Тушоли», тем самым связывая с богиней.  Удода нельзя было убивать, так как все считали его священной птицей.  Только старейшина- жрец богини Тушоли, и только в самом крайнем случае, например, при лечении больного, мог позволить убить удода.  Как у большинства народов Европы, аист является птицей, приносящей в дом счастье, и поэтому хорошим признаком считается, если он поселится рядом с домом. У чеченцев такой птицей считается удод. Если он поселился на чердаке дома, или свил гнездо где-то поблизости, то это - верный признак удачи и процветания для всех обитателей дома, выбранного удодом.
В древние времена, когда еще чеченцы не  приняли мусульманскую веру, праздник богини Тушоли считался самым подходящим временем для свадеб. В конце первого весеннего месяца начинался выбор невест.  Считалось, по тем временам, что браки, заключенные в праздник богини будут самыми счастливыми, а у женщин родится много сыновей.
 
Жрецы в честь богини наряжались в белые одежды и совершали священнодействия возле ее идола – хоругви.  Древко для которой вырезалось только из деревьев, растущих в священной роще. Простым людям туда вход был запрещен. 
Все почитатели богини приносили ей подарки: свечи из воска, отлитые пули, рога оленей, украшенные лентами. 
Сегодня культ богини запрещен, но праздник, связанный с Тушоли, отмечается, как народный и считается в основном женским и детским праздником встречи весны. 
Когда-то почитался чеченским народом и громовержец Села. 
Преклонение язычников перед громом и молнией известно, практически, у всех народов, так как эта стихия производила на людей неизгладимые впечатления.  Согласно чеченской легенде, именно Села обладал огнем, на земле же не было огня.  Этим волшебным огнем захотел завладеть вор. Он пробрался в жилище Села, но бог увидел его и бросился в вора горящей головней. Головня полетела на землю, и у людей  с тех пор тоже появился огонь в очаге.  Так у древнего народа молния считалась горящим факелом бога, а радуга – его натянутым луком. В честь Села был даже назван месяц май. Вероятно, потому, что именно в это время происходили самые частые грозы.   Каждая среда (день в середине недели) тоже считался днем бога. В этот день нельзя было делиться огнем из своего очага, даже уголек и тот нельзя было передать постороннему. 
Села в доисламский период был особо почитаем. Даже человека, убитого молнией, считали удостоившимся великой чести и хоронили со всеми почестями в склепе сидя на специальном каменном кресле. При этом умершего одевали в лучшие одежды и в полном вооружении. Место же, где человека поражала молния, считалось святым. Это относилось и к тем местам, где молнией убивало животное.
Сегодня языческие боги остались только в народных легендах и преданиях.


Чеченский этикет

Многие нормы поведения  чеченского народа известны всем россиянам. Так, например, закон гостеприимства. Легенда утверждает, что предок чеченского народа – Нохчоу родился с куском овечьего сыра в руке, что и символизировало гостеприимство пошедшего от него народа.  В Чечне гость – это неприкосновенный уважаемый человек, которому не только оказывается почет, но и защита. Пока ты гость чеченского дома, хозяева не позволят  причинить зло, ни человеку, ни его имуществу. Закон гостеприимства сложился очень давно, когда человек, заблудившийся в горах, мог погибнуть, если его не впускали в дом.  И сейчас в каждом чеченском доме есть специальная комната для гостя. Она всегда поддерживается в чистоте и не используется хозяевами дома. Даже детям там нельзя играть. «Гость в доме – радость в доме!» - говорит чеченская пословица.  Когда-то дочь хозяина, в знак уважения к гостю, должна была снимать с него обувь и верхнюю одежду. Гостя нельзя было торопить и ни о чем расспрашивать. Только на третий день пребывания его в доме, можно было задать вопросы.  Гостя угощали самыми вкусными кушаньями, а когда-то было даже принято всегда держать про запас самые лучшие продукты, вдруг придет гость? Плату с гостя брать нельзя, так как это не входит в понятие гостеприимства, но зато гость мог подарить что-нибудь детям.
Уважение и почитание старших – один из главных законов для чеченца или чеченки. Если возникала ссора, то решить проблемную ситуацию мог только старший в семье. Особое уважение оказывается чеченцами своим родителям. Мать и отец сына обычно проживают с семьей одного из своих сыновей. В этом доме – они главные. Сноха начинает свой день именно  в той половине дома, где живут родители. В селах часто для родителей строят отдельный домик, полностью оборудованный под нужды стариков. Сын, возвращаясь вечером домой, в первую очередь идет к своим родителям и долго разговаривает с ними о том, как прошел его день, спрашивает совета, интересуется все ли хорошо у родителей и не нужно ли им чего. Вообще, в Чечне принято при встречи с любым человеком интересоваться его здоровьем и семьей. А при прощании спрашивать: «Не нужна ли помощь?» Молодой чеченец не должен употреблять вина в присутствии старших, особенно в присутствии родителей.  Слово старшего становится законом для молодого поколения. И, если дети могут в чем-то не выполнить просьбу родителей и это им простят, то не выполнить пожелание бабушки или дедушки – это несмываемый грех и позор.
Сдержанность по отношению к домашним – еще один аспект чеченского этикета. Так мужчина в присутствии постороннего не будет ласкать своих детей, он даже на руки их не возьмет.  Расхваливать своих домашних: жену и детей тоже не принято. Сдержанность – это когда мужчина не хохочет от радости, не плачет от горя.
Нецензурная брань также не присуща этому народу, чеченцы к такому виду выяснения отношений относятся крайне негативно. 
Взаимопомощь – это тоже немаловажная черта чеченского этикета. В давние времена, в условиях, когда выжить по одиночке было практически невозможно,  и зародились истоки чеченской взаимовыручки.   Отзываться на чужое несчастье, помогать всем миром нуждающимся, первым предлагать помощь, не ожидая, когда ее попросят – вот неписанные правила чеченской взаимопомощи.  
Это отнюдь не все правила чеченского этикета. Их очень много. И сами они таковы, что другим народам есть чему поучиться.
Как отмечают День рождения Мухаммеда.  (История)
С советскую эпоху о праздновании религиозных праздников не могло быть и речи.  Сегодня это ушло в прошлое. Теперь верующие могут свободно отмечать религиозные праздники и соблюдать мусульманские традиции. Президент Чеченской республики издал указ о ежегодном праздновании  великого для всех верующих мусульман  дня - дня рождения пророка Мухаммеда. Этот день станет также выходным днем, чтобы верующие могли его достойно отметить. 
Приведем несколько интересных фактов, связанных с отмечанием этого праздника.  Так в 2008 году  в День рождения Мухаммеда, (который отмечался 19 марта), каждому мальчику, родившемуся в это время, было вручено по одной тысячи долларов.  На следующий год все младенцы-мальчики, родившиеся  9 марта, получили по пятьдесят тысяч рублей. Президент Чеченской республики выразил пожелание, чтобы этих детей назвали в честь великого пророка. 
Кроме этого в День рождения Мухаммеда принято одаривать малоимущих. Правительством республики каждый год в этот день выделяются большие суммы для малоимущих семей, кроме денежной помощи делаются и вещественные подарки, как правило, это мешки с мукой и сахаром.
День рождения великого пророка отмечается всегда крупномасштабно: совершаются религиозные обряды и совместные молитвы. С постройкой нескольких крупных мечетей в главных городах страны, сюда во время праздника стали стекаться тысячи верующих.

История названия Гудермеса

Откуда берет свое начало название города? По этому поводу есть несколько мнений. Поскольку на землях Гудермеса в разные эпохи жили разные народы и племена, то  происхождение названия может быть связано с языками этих племен, некогда населявших Гудермесский хребет и Грозненскую предгорную долину. 
По одной из версии название города переводится, как «Несгораемая крепость». Это если брать за основу этимологию тюркских языков. В таком названии есть доля истины, так как много приходило захватчиков в долину, где обосновались предки современных чеченцев. Это и кочевые племена Золотой орды, и  кабардинские племена и кумыкские. Но даже уничтожив селения чеченцев дотла, они не могли полностью истребить этот народ. Проходило время. Захватчики отступали, а чеченцы спускались с гор и вновь отстраивали свои селения, начиная все заново. 
По другой версии, Гудермес – это город, куда «не проникает солнце». Так объясняет название города топонимика и этимология тюркского понятия «гюнтиймес». В чем- то эта версия также имеет  право на существование. Ведь  город, действительно, находится на теневой стороны долины. 
Хочется еще дополнить рассказ о происхождении названия города, упоминанием о происхождении названия  села Гумсех. Ведь город Гудермес был образован в 1926 году,  именно, из этого населенного пункта. Гумсех стоял на берегу речки Гумс. Гумс - это «Песчаная речка». Такое толкование возможно, если сложить две основы слов «Кхум» и «Су» - песок и речная вода.   Эта версия тоже имеет основание, так как современный город стоит на реке Гумс, берега которой на многих участках, действительно, песчаные.

Гудермес. История

Если верить местным преданиям, то Гудермес появился на свет триста лет назад. Он был основан чеченским тайпом чартой.  Но, как утверждают исследователи этих мест, чеченцы селились здесь с незапамятных времен.  Ученые считают, что переселение чеченских племен с гор на равнину следует относить к 15 веку.  На равнине условия жизни были более благоприятны, тем более, что через долину проходили  древние торговые  пути. Здесь издавна торговали скотом, тканями, пряностями, оружием, ювелирными украшениями. Рисом, зерном и сахаром. По долине разносились голоса, говорящие на разных языках. Отовсюду слышалась чеченская, русская, кумыкская, кабардинская, армянская, турецкая речь…
На побережье Гумса археологи нашли много ценных экспонатов, которые хранятся в центральных музеях страны. Это говорит о том, что уже в 15 веке здесь существовала развитая культура.  Сейчас Гумс- Корт лежит под землей на глубине полутора- двух метров. Исследователи считают, что селение погибло в результате набега кочевников Золотой Орды, где-то на рубеже 13-14 веков.  Исследователи также пришли к выводу, что Гумс-Корт было хорошо укрепленное селение-крепость. По останкам человеческих скелетов археологи пришли к выводу, что крепость была уничтожена в жестоком кровопролитном бою.  После которого, она уже больше не отстраивалась.  Ученые считают, что эта крепость была одним из хорошо укрепленных городов Алан. Аланское царство – это царство равнинных предков  чеченского народа.
В 18 веке переселенцы из чеченского аула Чарти – аула расположенного в горной области,  обосновались на реке Гумс и построили Гюм-се. В пяти километрах от него переселенцы из чеченского аула Чарти обосновали еще одно поселение Гертме.
Официальное заявление, подтверждающее существование аула  Гудермес в 1785 году, было найдено в военных архивах. Они отражают передвижение горцев на Кавказе.
В 18 веке на противоположном берегу реки Гумс образуется казаческое поселение.  Станица Кохановская (1770 год), которая в последствие была заселена чеченцами, преимущественно из аула Гудермес. 
В 20-30 годы 19 века аул Гудермес был полностью уничтожен воинами полковника Грекова во время Кавказской войны, начатой русским царизмом, после успешного завершения Отечественной войны 1812 года. 
Гудермес восстал из пепла, но в 1835 году против него и еще некоторых чеченских селений вновь была организована карательная экспедиция, под руководством генерала Пулло.  В 1937 году Гудермес снова пострадал в результате военного рейда генерала Фезе.
Покорение чеченцев шло очень трудно. Гордый народ не желал отдавать свою свободу. Вспыхивали мятежи, за ними следовали кровавые карательные экспедиции. Но Гудермес жил! Жители восстанавливали разрушенные дома, заново распахивали поля и вновь, и вновь налаживая свой быт. К концу 19 века Гудермес становится одним из самых крупных селений в Качкалыкской зоне, судя по архивным справкам от 1889 года.

История развития экономики Гудермеса.

Аул Гудермес, судя по некоторым архивным документам, существовал уже в 30-е годы 18 века.  Со второй половины 18 века крепнут торговые связи чеченцев с Россией. Начинают развиваться товарно-денежные отношения.  Гудермес в это время уже известное ремесленное село.  В конце 18 века в ауле появляется много лавок, торгующих тканями, кожами, ювелирными украшениями, оружием, продуктами продовольствия. Это дает мощный толчок к развитию экономики.  
В 19 веке начинается особо бурное развитие в экономике Гудермеса, и связано это, прежде всего, с постройкой  Владикавказской железной дороги  Беслано-Петровской ветки.  В результате на 818-ой версте этой дороги в 1893 году была организована и сдана в эксплуатацию  железнодорожная станция Гудермес.  Заметим, что наличие железной дороги способствовало быстрому росту Гудермеса. Станция постепенно превращалась в промышленный современный город. 
Владикавказская железная дорога имела огромное значение для России. С каждым годом железнодорожники прокладывали все новые ветки. Особенно это стало актуальным при открытии все новых нефтяных месторождений, которыми так богата Чеченская земля.   Так в 1915 году прокладывается еще одна железнодорожная ветка: Прохладное-Гудермес, в следующем году – еще одна ветка Гудермес –Кизляр.  Строится новое здание вокзала, паровозное депо. Все это ведет к тому, что Гудермес расширяется – появляется еще рабочий поселок. Он-то и становится ядром Гудермеса.
Годы Гражданской войны были трудными для жителей города. Налаженная экономика, практически, полностью была разрушена. Но Гудермес не сдавался! За годы советской власти этот город стал крупным промышленным центром.  «Завод медицинских инструментов»  был известен не только в России, но и за рубежом.  На нем выпускалось более двухсот наименований товаров, которые производили более двух тысяч человек.  Многие инструменты и медицинские аппараты, выпущенные на заводе  были награждены государственными наградами, а аппарат Елизарова Г. И.  удостоился золотой медали на международной ярмарке, проходившей в городе Лейпциге. Во время Чеченских войн завод был разрушен, но его предполагается восстановить.
Вторым по значимости крупным промышленным объектом советского Гудермеса был  нефтеперерабатывающий завод «НефтеХимЗапчасть» позднее он стал именоваться «Штамп». Продукция завода также имела спрос не только в России, но и на международном рынке. Во время Чеченских войн завод был разрушен, и сегодня не функционирует.
Сегодня город восстанавливает промышленность, развивает предприятия малого бизнеса. В скором времени – это вновь будет один из крупнейших промышленных центров страны.

Пост в месяц Рамадан. 

Месяц Рамадан отмечается, как священный месяц, когда Аллах передал на землю Коран пророку Мухаммаду, через своего архангела Джабраила.
В этот священный для всех мусульман месяц требуется соблюдать пост.  За время поста вкушать пищу и питье можно только после захода солнца. Кроме этого, следует воздерживаться от исполнения супружеских обязанностей и всевозможных развлечений. Принятие спиртных напитков, курение, употребление наркотических веществ в Рамадан считается в два раза более сильным нарушением заповедей, чем в обычное время. В этот месяц нельзя предаваться любым развлечениям или делам, которые могут отвлекать от благочестия.
Что касается самого поста, то некоторые мусульмане считают, что достаточно поститься только несколько дней. Это не правильно, если нарушен пост, то его нужно продлить на столько дней, сколько он должен был идти. Если человек, соблюдающий пост, выпьет воды или съест что-нибудь по ошибке, то это не считается грехом. Грех – это, когда верующий нарушает пост, зная об этом и отдавая себе в этом отчет.
Коран был ниспослан на землю, чтобы научить людей праведной жизни, вывести их к свету. Это своего рода путеводитель по жизни для мусульманина, руководство в отношении поступков, разъяснение прямого пути.
Пост в Рамадан могут соблюдать не все. Например, он не обязателен для тех, кто серьезно болен, находится в пути. Тогда пост можно перенести на другое время. Аллах не желает затруднений для правоверных, а наоборот ищет пути облегчения их доли. Освобождаются от поста беременные женщины и кормящие матери, а также подростки до достижения 15 лет. Старики же могут заменить соблюдение поста заботой о бедняках, например, раздачей милостыни. От поста освобождаются и воины, ведущие войну за веру, пленники, преступники, которые еще не отбыли своего наказания. Пост не распространяется на душевнобольных, невменяемых и эпилептиков.
Когда-то тот мусульманин, что нарушил заповеди Рамадана, должен был отпустить на свободу одного из своих рабов. А вот, если мусульманин не имел собственных рабов, а пост Рамадана нарушил, то в этом случае он должен был поститься после Рамадана два месяца подряд. Не каждый смог бы это сделать, мудрость Аллаха не знает границ,  так в этом случае, нарушивший пост, должен был накормить шестьдесят бедняков. 
Месяц Рамадан – это месяц мира, так как на этот период запрещены все ссоры, кровная вражда, войны (исключением является только оборона). В этот месяц нельзя охотиться на диких зверей.
После окончания Рамадана начинается праздник, который продолжается в течение трех дней. Совершается утренняя праздничная молитва, а потом начинается застолье. Каждый дом приглашает гостей.