История герба города Белоусово
С 2000 года Белоусово имеет собственный герб. Герб представляет собой зеленый щит с символическими переплетениями травы «белоус», которая в больших количествах произрастает в этой местности. Вероятно, и само название города произошло от названия этой травы – Белоусово. Поэтому геральдисты в качестве символа города избрали при разработке герба, именно, это растение. Однако это не полное объяснение символики герба. Стебли травы, сплетающиеся в причудливый бутон – это своеобразное серебристое пламя, которое символизирует расположение в Белоусово газораспределительной станции. Ведь именно здесь проходят основные газовые магистрали. Таким образом, стебли травы «белоус» преобразились в «бутон-факел». Символичны и сами цвета, которые выбрали геральдисты для создания герба. Серебро, а именно такого цвета центральный и единственный символ, изображенный на щите, - это совершенство и мудрость поколений, это – простота и благородство, как основополагающие принципы, это – взаимосотрудничество и мир. Щит герба Белоусово имеет один основной фоновый цвет – зеленый. С древних времен в геральдике этот цвет означал изобилие, жизнь и возрождение. Помимо этого, он отражает и показывает живописную природу, которой так богаты окрестности Белоусово: цветущие поля, древние леса и широкие луга.
Вот так в гербе Белоусова нашло отражение и прошлого, и настоящего города. Вечные холмы, поросшие травой «белоус», которая еще помнит древних вятичей, живших здесь с незапамятных времен, и современные газовые магистрали нашли отражение в серебряном цветке – символе города Белоусово.
О городе Белоусово
Маленький городок Белоусово не смог затеряться на карте нашей страны. Так как даже такое небольшое поселение, в городе проживает немногим более восьми тысяч человек, имеет свою уникальность, свои изюминки. Вот о них и пойдет речь.
А пока немного истории. Статус посёлка городского типа Белоусово получило в 1962 году. С тех пор город подрос, обзавелся новыми предприятиями, красивейшим храмом. Сегодня это уже городское поселение. Разместилось оно почти совсем рядом с другим городом - Обнинск. Дойти от одного городка до другого можно всего минут за 12-15.
Откуда такое название у города? На этот вопрос тоже можно ответить, как считают исследователи, Белоусово получило свое название от травы «белоус», которая в больших количествах произрастает в этой местности. Даже герб города отразил это. Травы «белоус» на гербе причудливо извивается, напоминая пламя. И это символично, так как через город проходят газовые магистрали.
Расположился городок на северо-востоке Калужской области. Раскинувшись на просторах Среднерусской возвышенности в центре европейской части России. То, что Белоусово расположено на возвышенности, дает городу особую привлекательность. Живописные холмы, покрытые «белоус травой», сосновые леса, березовые рощи, поляны с разноцветьем разных видов дикорастущих растений. Биологи провели неоднократные исследования этих мест, в результате чего были обнаружены места с редкими для Калужской земли растениями. Исследователи пополнили свои списки уникальными лекарственными травами и цветами, растущими в окрестностях города. Фауна заповедных Белоусовских лесов также разнообразна, здесь места обитания таких зверей, как: куница, заяц, белка и даже крупных животных – кабанов и лосей. Но стоит отдельно отметить, что здесь обитают птицы, занесенные в Красную книгу. Это: белый аист, канюк, ястреб.
А уж, каковы красоты рек Протвы, протекающей неподалеку от города и речки Дырочная, что течет по самому Белоусову. А сколько в лесной глуши кристально чистых, лесных ручьев, поющих свои мелодичные песни. Эти места, просто, созданы для отдыха!
Город Белоусово и пригороды отличает овражно-балочный рельеф, местами встречаются карстовые провалы или даже пещеры. О которых местные жители не перестают рассказывать удивительные истории.
Город занимает небольшую территорию, всего 227 гектаров. Насчитывает только двадцать одну улицу и много дорог. Всего в Белоусово можно насчитать 23 километра автодорог, большинство из них – это крупные автомагистрали. Большим плюсом для города является наличие железной дороги. Она проходит всего в двух километрах.
Город развивается! С каждым годом он становится краше! Да и как иначе, когда живешь в такой удивительной по красоте и истории местности.
Вятичи. История поселения с древнейших времен.
Когда-то в этих местах жило славянское племя. Называли они себя Вятичи. Вятичи расселились довольно на большой территории в бассейне реки Оки и ее притоков. Это племя было очень свободолюбивым, и хотя князь Святослав и заключил с этими племенами союз, тем самым, включив свободные племена вятичей в состав Киевской Руси. Но полного подчинения и повиновения от вятичей ожидать не пришлось, фактически, вплоть до конца 11 века они продолжали неформально сохранять свою политическую независимость. Трудно в этом крае приживалось и христианство, практически до конца 13 века местные племена сохраняли веру в своих языческих богов и продолжали им поклоняться. Вопреки запретам церкви вятичи сохранили многие из языческих обрядов и культовых традиций. Одной из таких даней прошлой вере являлась у местного населения традиция кремация умерших, после проведения которой, над местом погребения умершего сородича обязательно возводился курган, в виде небольшой насыпи. Толь по прошествии довольно долгого времени, этот обряд потерял значимость и исчез. Удивительно, но именно вятичи дольше других славянских племен сохраняли свое имя. Уже исчезли кривичи, поляне, и древляне, смешавшись с другими племенами, а вятичи продолжали сохранять свой образ жизни, свою культуру, и свое имя. Это племя очень долгое время жило без князей, у них была довольно прогрессивная форма правления, сочетающая самоуправление и народовластие.
Летописи, дошедшие до нас, сохранили дату, по которой можно судить, что до 1197 года, вятичи были, практически, обособленным народом со своим родовым именем. В более поздних документах, вятичи, как отдельное племя, уже не упоминаются. Название свое вятичи получили от имени родоначальника племени, который звался - Вятко.
Основными занятиями этого племени было земледелие и скотоводство. Впрочем, эти занятия сохранились, на древней земле вятичей, и по сей день.
На этой земле, где некогда проживало свободолюбивое племя вятичей, в 18 веке возникло селение Белоусово. Впервые упоминание о нем, как о небольшой деревне, встречается в Атласе Калужской губернии, выпуска 1782 года. Судя по записям, сделанным в «Атласе», деревенька эта расположена была «на берегу речки Белоусовки», рядом с большой проезжей дорогой из Боровска в Серпухов. По данным этого исторического источника, в Белоусово было всего-то 13 дворов, в которых проживал 101 человек. Сведения, предоставленные нам в «Атласе», даже сообщают точное количество жителей деревни: 49 женщин и 52 мужчины. В «Атласе» же мы находим и пояснение названия деревеньки. Оказывается, все дело в траве «Белоус», которой так много росло за околицей деревни. Долгие годы основным занятием ее жителей было земледелие и скотоводство. Развитию поселения, привлечению сюда «нового народа» способствовало строительства вблизи деревни Белоусово на Прокофьевской пустоши фабрики. Это производство было основано Грунтом Евгением Ивановичем. И заключалось оно в производстве тканей: обычного сукна и модного дорогого шелка. Благодаря открытию промышленного производства в Белоусово, деревня сразу же стала разрастаться, и к 1859 году в ней уже, по сохранившемся сведениям, было 35 дворов. Только на ткацкой фабрике Грунта работало 158 человек. Так началось превращение маленькой, затерявшейся на карте деревушки с названием травы, в промышленный современный городок.
Газовые магистрали.
Белоусово – это своеобразный узел газопроводов, идущих на Москву, на Санкт-Петербург, Брянск, Елец. В городке есть и компрессорная станция.
В 1959 году начался очередной этап строительства магистрального газопровода, длиной более восьмисот километров - Серпухов-Ленинград. Благодаря чему, началась обширная газификация Калужской области. Именно в это время появилась мощная компрессорная станция в поселке Белоусово, с новейшим, по тем временам оборудованием, и системой автоматики. Магистральный газопровод, диаметром 720 мм, Серпухов-Белоусово-Ленинград прошел через поселок. А в 1964 году начинается еще одно строительство магистральной газопроводной линии Белоусово – Ленинград с увеличением диаметра до 1020 мм.
В 2002 году компрессорная станция была зарегистрирована, как компания «КС-БЕЛОУСОВО». Основным видом ее деятельности является содержание в пределах норм состояния станции, проведения профилактических мер и обеспечение безопасности.
Чем стало строительство этого газопровода для поселка?
«Плюсы» и «Минусы» для городка Белоусово. Конечно переведение котельных, отапливаемых углем и мазутом на природный газ, значительно уменьшило загрязнение окружающей среды. И это большой «плюс», как для жителей городка, так и для отдыхающих.
Физкультура, спорт, туризм.
Так уж сложилось, что жители городка Белоусово любят заниматься спортом, кто рыбалкой, кто туризмом, особо привлекательными для молодежи города являются: футбол, баскетбол, борьба дзюдо и самбо, волейбол, настольный теннис, спортивные танцы.
В городе Белоусово функционирует Детско-юношеский спортивный клуб, где можно заниматься подвижными спортивными играми и танцами, а можно развивать свои умения в настольных играх – шахматах и шашках. В городке уже сложились свои спортивные команды, которые ежегодно выступают на Зимних и Летних спартакиадах Калужской области. Даже среди предприятий города идет постоянная спортивная борьба. Проводятся турниры по настольному теннису, стрельбе, волейболу, баскетболу и плаванью. Зимой добавляются и лыжные гонки. Трассы проходят по самым уникальным, живописным местам окрестностей городка Белоусово.
Экологическая обстановка позволяет здесь не только хорошо отдохнуть, провести время с пользой, но и поправить свое здоровье!
Для гостей города организуются экскурсии и турпоходы. Места в этом уголке нашей страны просто замечательные. В самом Белоусово есть большое водохранилище, из которого вытекает речка Дырочная, которая впадает в реку Протву. Здесь можно отлично порыбачить! Щука, плотва, ерш, окунь – рыба на все рыбацкие вкусы! Турпоходы по окрестностям – это масса удовольствия. Небольшие городки и селения расположены друг от друга менее, чем в десятке километров. Поэтому путешественники могут наслаждаться красотами природы и одновременно историческими памятниками, которых в этих краях великое множество.
Языческие верования, находки археологов.
Христианство пришло на Русь в 988 году. До этих пор славяне были язычниками и поклонялись разным богам. На месте, где сейчас расположился городок Белоусово, когда-то проживали племена вятичей. Они, как и другие славянские племена, до 10 века были язычниками. Но и после принятия христианства, многие древние обряды продолжали жить.
Трудно в этом крае приживалось и христианство, практически до конца 13 века местные племена сохраняли веру в своих языческих богов и продолжали им поклоняться. Вопреки запретам церкви вятичи сохранили многие из языческих обрядов и культовых традиций. Одной из таких даней прошлой вере являлась у местного населения традиция кремация умерших, после проведения которой, над местом погребения умершего сородича обязательно возводился курган, в виде небольшой насыпи. Толь по прошествии довольно долгого времени, этот обряд потерял значимость и исчез. Но и сегодня археологи порой делают открытия, раскапывая древние места захоронений. Так в здешних местах были раскопаны несколько небольших курганов, относящихся, приблизительно, к XII-XIV векам. В них археологи находят древние орудия труда. В мужских погребениях – это нож, топор или скобель. В женских погребальных курганах чаще всего обнаруживаются серпы и наборы украшений. Украшения вятичей имели определенные отличия от украшений, носимых славянками других племен, это подтверждают и находки археологов. Так семилопастные височные кольца и решетчатые перстни были несомненным отличительным признаком женщины из племени вятичей.
Языческие верования вятичей, сохранившиеся до наших дней.
Очень долгое время, почти два века, после официального принятия христианства, вятичи, по сути своей, оставались язычниками. Многие языческие обряды дошли до наших дней. Частично они соединились с христианскими праздниками. Так, например, праздник Ивана Купалы. С почитанием христианского святого соединился языческий праздник летнего солнцестояния. До сих пор местные жители продолжают исполнять языческие традиции своего народа, даже, порой, не задумываясь об этом. В ночь на Иванов день жгут костры, влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь. Вот один из древнейших языческих обрядов, где проходит ритуальное очищение огнем. Ночное купание в воде озера или ручья – это тоже дань древним традициям. Опять же поверья, что в этот день по лесам и деревням бродит нечистая сила и людям вредит. Многие люди продолжают верить в силу оберегов, которые постоянно носят с собой. А ведь, это тоже проявление древнейших верований. Зимние гадания, колядки – все это отголоски древних языческих традиций.
А сколько примет, поверий и обрядов мы знаем, но не отдаем себе отчета в их языческом происхождении. Например, правило, по которому в новый дом вначале впускают кошку, многие выполняют его только потому, что вроде бы так принято. А ведь это отголоски язычества, с которым вот уже на протяжении двух тысячелетий бьется христианская церковь. Многие знают, что по пятницам домашнюю работу лучше не делать. Объясняют это по-разному. Но, если всмотреться в этот запрет глубже, то мы поймем, что всему виной отголоски язычества. Ведь издавна этот день посвящался Мокоши – покровительнице ткачества и прядения. Но пятница считалась ее днем и в этот день женщины должны были закончить свою работу «по-светлому», а то Мокошь прогневается.
А наша вера, в то, что Леший по лесу водит, или Банник в бане запарил. Как иначе ее можно назвать, как не отголоском язычества. Поклонение родникам. Вера в духов. И многое, многое другое, с чем мы постоянно сталкиваемся в реальной жизни, имеет языческие корни.
Наш земляк - Александр Га́рриевич Гордо́н
Александр Гордон ныне известный телеведущий, родился в городе Обнинске 20 февраля 1964 года, а свои первые годы жизни провел в Белоусово, куда переехали его родители. Когда Александру исполнилось три года, семья Гордон переехала в Москву. Тем не менее, жители городка Белоусово считают известного российского радио- и телеведущего своим земляком.
Александр Гордон вырос в творческой семье, отец мальчика - поэт, писатель и художник, сумел привить сыну творческое отношение к жизни. В 1987 году Александр Гордо́н заканчивает актёрское отделение Щукинки. Некоторое время после завершения обучения, он работает в Театре-студии им. Рубена Симонова и одновременно с этой деятельностью, занимается преподаванием актёрского мастерства в детском кружке.
90-е годы для Александра Гордона стали поворотным моментом. Он со своей семьей переезжает в США, где уже после года работы стал на первом, в те годы, русскоязычном телевидении, становится самым популярным телеведущим. Довольно быстро начинает развиваться его карьера: диктор и режиссёр, старший корреспондент (канал WMNB), основатель компании «Wostok Entertainment». Почти четыре года он является автором и одновременно ведущим публицистической программы «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Эта телепередача все эти годы транслировалась и на российском телевидении.
Через семь лет Александр Гордон возвращается в Россию и становится корреспондентом публицистической программы «Частный случай», ее автором и одновременно ведущим. Также он начинает вести радиопрограмму «Хмурое утро» на радиостанции «Серебряный дождь».
Но его деятельность ограничивалась не только рамками ведущего телепередач и радиоэфира. В 1998 Александр Гордон организовал ПОЦ - Партию общественного цинизма. А в 2000 году даже желал баллотироваться на пост Президента России. В этот же период времени (с 1998 по 2000) он является автором и ведущим еще одного публицистического телепроекта, под названием «Собрание заблуждений». Этот проект пользовался огромным успехом, так информация преподносимая в нем содержала документальные источники, преподнесенные в в жанре исторического расследования. Одновременно с этим проектом, Александр Гордон принимает участие в телевизионном шоу «Процесс», также имеющим политическую окраску. С 2001 года знаменитый телеведущий организует еще один телепроект - программу «Гордон», которая выходит в эфир с постоянной периодичностью три года. В 2004 году Александр Гордон начинает новый проект «Стресс», где становится ведущим программы.
2005 год наполнился новыми веяниями. Александр Гордон открывает на «Первом канале» российского телевидения программу «Гордон 2030». И в этом же году он становится секретарем и главным идеологом общественного межрегионального движения «Образ Будущего». Теперь деятельность Гордона направлена на поддержку интересных социальных проектов в регионах России. А через год возобновляется его деятельность на радио. Вновь выходит передача «Хмурое утро. Десять лет спустя». Продолжается и его деятельность на телевидении, как ведущего программы «Закрытый показ». В последующие годы его деятельность расширяется, темами его передач становятся не только публицистика, политика и история. Он выступает ведущим в таких программах, как «Гордон в засаде», организованная телеканалом «Охота и рыбалка», «Наука о душе», организованная телеканалом «Психология 21». Однако, Гордон не оставляет и политическую деятельность. Им организована партия «ПИ», что означает «Партию интеллектуалов», лозунгом которой становится слоган подобранный «на злобу дня» - «ПИ здесь».
В 2010 году он вновь возвращается к преподавательской деятельности Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино». В этом году (2012) состоялась премьера нового ток-шоу с участием великого человека нашего времени - «Гражданин Гордон». Его работа, как ведущего публицистических программ, получила высокие оценки не только зрителей, А. Гордон является пятикратным лауреатом ТЭФИ.
Княгиня Елизавета Федоровна.
Белоусово довольно молодой город, поэтому похвастаться древнерусскими архитектурными строениями он не может, но вот церковь Елизаветы Федоровны, построенная в 2003 году просто чудо! Новая церковь носит имя княгини Елизаветы Федоровны, история жизни которой напоминает поэму.
Елизавета Федоровна - внучка знаменитой английской королевы Виктории, родилась в небольшом немецком герцогстве. По воспоминаниям современников, она с раннего детства была очень отзывчивым к чужим бедам ребенком. Даже детские игры ее были связаны с заботой, опекой, помощью. Елизавета (Элла) любила играть в больницу, перебинтовывая и ухаживая за своими куклами. Хотя девочка и принадлежала к герцогскому роду, мать стремилась воспитать в ней, как и в других своих детях, желание к труду и презрение к праздной бездеятельной жизни. С детства Елизавета убирала свою постель и топила камин, самостоятельно наводила порядок в своей комнате, сама заботилась о своей одежде.
К 19 годам Елизавета была признанной красавицей. После смерти матери совсем еще молоденькая девушка, оказывается при Английском Дворе. Здесь она и знакомится со своим будущим мужем великим князем Сергеем Александровичем. Так в свои 19 лет Елизавета становится влиятельнейшей женщиной Российской империи. С раннего детства Елизавета Федоровна почитала Бога, с годами ее вера только крепла. Став великой княгиней, она переходит в православную веру. Будучи женой Великого князя, Елизавета Федоровна принимает самое активное участие в благотворительности. Ее не отталкивает жалкий вид грязных детей петербургских трущоб, больные калеки, Елизавета Федоровна всем стремится оказать посильную помощь. Это отметили даже террористы – эсеры, которые приговорили ее мужа к смерти, но смерти самой княгини не желали, вероятно, опасаясь возмущения простых людей, которым она оказывала поддержку и помощь. Тысячи россиян знали о добром ее сердце и милосердных делах. Великая княгиня, начиная с зимы 1905 года, стала получать предупредительные письма от террористов, которые советовали ей во избежание собственной смерти, находиться подальше от супруга. Но, те, кто писал такие послания, плохо знал княгиню. Теперь Елизавета Федоровна не отходила от своего мужа, став, тем самым, его хранительницей. Но террористы добились своего, московский генерал-губернатор Сергей Романов был смертельно ранен бомбой, брошенной убийцей-террористом Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна простила ему этот грех, она даже посетила его в тюрьме, прося лишь об одном – о раскаянии. После смерти супруга Великая княгиня полностью отдает свои силы делу милосердия и благотворительности. В Марфо-Мариинской обители княгиню звали Великая матушка. В обители она вела подвижническую жизнь, соблюдая все посты, уделяя сну не более трех часов. Пища ее была самой простой, а кровать без матраса. В полночь Елизавета Федоровна всегда вставала к молитве, после которой обходила палаты больницы, устроенной при обители, где порой до самого рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Октябрьская революция ввергла в страну в еще больший хаос. Англичане не раз предлагали Елизавете Федоровне политическое убежище, стремясь вывезти ее в Лондон, но она каждый раз отказывалась, считая, что ее долг оставаться в России. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. Здесь Елизавета Федоровна приняла мученическую смерть. Ее и двух монахинь сбросили в заброшенную шахту рудника, забросав гранатами. Но, как говорят очевидцы, еще какое-то время из шахты доносилось пение православных гимнов.
В 1992 году Елизавета Федоровна причислена к лику святых Русской православной церковью.