Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.
История основания.
Основателем обители считается старец Амвросий. В чем ему помогала схимонахиня София - его духовная дочь, которая после основания Свято-Амвросиевской женской пустыни стала ее первой настоятельницей.
Старец Амвросий долгое время думал о создании женской обители. Устроение ее было решено начать недалеко от деревни Шамордино. Первоначально обитель разместилась в имение помещиков Калыгиных. Василию Полиевктовичу, перед самой продажей имения московскому господину, было видение, как будто над его домом среди облаков в лучах солнца был храм дивной красоты и слышалось ангельское пение. На удивление, покупатель от приобретения имения отказался и тогда Калыгин предложил свой дом старецу Амвросию для размещения в нем обители. Так имение Калыгиных было продано монахине Амвросии в 1875 году. Помимо дома были приобретены и земли недалеко от деревни Шамордино и Васильевское.
Монахиня Амвросия происходила из дворян, муж ее надворный советник Ключарев стал монахом в Оптинском скиту. Александра Николаевна тоже выбрала для себя духовную жизнь, хотя это решение далось ей и не сразу. Став матушкой Амвросией, Александра Николаевна воспитывала двух внучек, которые поселились при ней в отдельном домике.
В 1876 году Амвросий провел освидетельствование недавно купленного имения. Состояло оно из хутора и 200 десятин земли. Высоко на круче располагался деревянный, давно обветшавший дом. Была рига и строения для скота. Все хозяйство находились в полуразрушенном состоянии, во всем угадывались следы не ухоженности и запустения. Но зато место просто поражало своей первозданной красотой. Высокая крутая гора, поросшая вековым лесом, в основном состоящим из лиственных пород. И извилистая гладь небольшой речушки Серена. С высокой кручи открывалась прекрасная панорама на леса, холмы и луга, кое-где были видны яркие желтые полосы засеянных пшеницей и рожью полей.
Начался ремонт дома. Прибыла сюда и духовная дочь старца Амвросия - матушка Амвросия. Вместе с отцом Михаилом начала она работу по строительству нового дома. Дом должен был стать большим одноэтажным строением на высоком фундаменте из камня. Отец Амвросий часто приезжал сюда. И во время своих визитов часто встречал Пахомия - Божьего человека, который был занят непривычным делом. Пахомий постоит, подумает, как будто мысленно с кем-то разговаривает, а потом забьет колышек в землю, и скажет: «Будет здесь святая обитель, а здесь - храм…» Отец Амвросий советовал обязательно при разработке плана обители прислушиваться к словам Пахомия. Как предсказывал Пахомий, так все в будущем и выходило.
В доме, который построили в имении, жизнь текла близкая к монашеской. Поначалу там жила только матушка Амвросия с внучками и вдовы и сироты, ранее служившие Александре Николаевне в миру. Потом к ним стали присоединяться некоторые родственницы, желавшие вести жизнь уединенную, в трудах и молитвах. Амвросия стала просить позволения у Калужского архиепископа Григория о возможности устроить тут женскую общину, построить церковь и богадельню. Дождаться разрешения матушка Амвросия не смогла, так как сильно заболела и умерла. По ее завещанию, все имение оставалось общине. Вскоре было получено и разрешение на устроение женской общины. Первыми ее жителями стали, жившие еще при Амвросии 35женщин: вдов и девиц. Помощницей в устроении этой, только что появившейся обители, старец Амвросий направил свою духовную дочь Софию Михайловну Болотову. Она с ранних лет была глубоко верующей и готовила себя к служению Богу. В 1884 году ею было подано прошение о поступлении в Шамординскую общину, которое было удовлетворено епископом Калужским.
Таким образом одновременно произошло три события: открытие общины, назначение настоятельницей матушки Софии и освящение домовой церкви Казанской Божией Матери. Все это произошло в 1884 году на праздник Покров.
Свято-Введенская Оптина Пустынь (история)
Оптина Пустынь известна по всей России. Это настоящая жемчужина! Своего расцвета пустынь достигла в 19 веке, а до этого времени была ничем не примечательным небольшим монастырем. Своему развитию Оптина Пустынь обязана основанию в 20-х годах 19 века Иоанно-Предтеченского скита и утверждению в нем старчества. Старцы были главной святыней скита.
Первым основателем оптинского старчества можно считать Иеросхимонаха Льва (Наголкина). Как рассказывают легенды и записи, знавших старца людей, иеросхимонах Лев был человеком непоколебимой веры, твердости в решениях, любви к ближнему и удивительной энергии. Каждодневным своим подвигом, смирением и жаркой молитвой старец сыскал себе не только уважение, но и стяжал дары Святого Духа. Творимые им чудеса, привлекали в пустынь множество паломников и обездоленных. Оптинское старчество, вообще, явление уникальное! Это линия преемственности, которая не прерывалась на протяжении века. За эти сто лет в Оптиной пустыни прославились 14 старцев, которым дана была возможность исцелять страждущие души и тела. К старцам пустыни со всей необъятной России устремлялись паломники. Были здесь и известные люди: писатель Н.В.Гоголь, поэт Ф.И.Тютчев, известные всему миру писатели-гуманисты - Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Посещали Оптинскую пустынь и философ В.С.Соловьев, и ученый - теоретик К.Э.Циолковский, писатель И.С.Тургенев, математик Л.В.Чижевский…
Так Оптинская пустынь и сыскала себе славу. А вместе с ней и процветание. Оптинская пустынь имела и свою типографию, ведя при ней активную издательская деятельность, начиная с 1840-х годов. Вдохновителем этой деятельности стал старец Макарий. Духовные сочинения, изданные здесь, разошлись по всей России. Таким образом, издательская деятельность старцев Свято-Введенской пустыни познакомила тысячи читателей с сокровищницей православной житейской и богословской мудрости.
Как и прочие монастыри Калужского края, Оптинская пустынь была упразднена после революции.На ее месте образовали сельхозартель, а потом и вовсе закрыли. Оптинские старцы претерпели мученичества и гонения. Так с 1923 года обитель осталась без заботливых рук. Она ветшала и старилась. Только в 1988 году монашеская жизнь вновь возродилась в обители. Вернулся и опыт Оптинских Старцев. В монастыре активно ведутся восстановительные работы и облик, некогда утерянного величия, вновь возвращается к славной Пустыне. Сегодня здесь действуют 7 храмов. Практически, полностью восстановлен Иоанно-Предтеченский скит.
Герб города
Первый герб Козельска был утверждён в 1777 году императрицей Екатериной Великой. После ее путешествия по Калужскому краю и образования Калужского наместничества. Этот герб должен был отражать легендарное историческое прошлое края, когда многочисленные отряды Батыя были побиты гораздо меньшими силами русских ратников. Герб этот представлял собой червленый щит, символизирующий этот кровопролитный бой. На красном поле – щиты серебряного цвета с черными крестами, как символ храбрости. Между ними расположились 4 золоченых креста – символ верности павших в бою.
В 1859 году Кёне была организована компания по проведению полной геральдической реформы. В соответствии с ее новыми установками, был разработан новый проект герба города, но этот герб Козельска так и не получил официального утверждения. Изменения в гербовой символики, которые должны бы были быть внесены, касались введения в гербовую символику дополнительных элементов, как серебряная стенчатая корона, расположенная над щитом и расположение за щитом двух крестообразно расположенных золотых молотков, перевитых Александровской лентой. На самом же щите было внесено только одно изменение, вместо четырех золотых крестов, было предложено оставить только два.
В 2005 году город Козельск ставит вопрос об учреждении старинного герба 1777 года.
Загадка названия города Козельска
Откуда у города такое название? Этот вопрос интересен для многих. Конечно же, в первую очередь приходит на ум Козел – известное на Руси животное. Почему бы и нет! Лес, окружающий город, населен до сих пор дикими козами. Даже одна из стен городского сквера украшена изображениями этих животных. Они представлены не хаотично, а в определенной последовательности, изображая историю Козельска. Вначале художники изобразили горных козлов, которые как будто на своих рогах принесли из дальних стран название городу.
Современные топонимисты предлагают взглянуть на «Козла» и его историю немного под иным углом. Заглянем вглубь веков. Козельск возник на пересечениях водных путей, как укрепленное место. Городом же он стал в те времена, когда Русь находилась на грани распада. Междоусобицы князей, вторжения иноплеменников, принятие христианства – все это влияло на общегосударственную политику. Росла необходимость в солидарности и сотрудничестве. В это- то время Козельск и становится центром, вокруг которого собирается общины, занимающиеся выращиванием хлеба с целью обмена его излишка на другие товары.
В те времена названия с таким корнем встречаются довольно часто. Например, Козельщина Козелец, Козлов. В дохристианский период истории Руси духом нивы – плодородного поля, на котором выращивали хлебные зерна – было некое мифическое существо, напоминающее Козла. По традициям и верованиям того времени, считалось, что этого «козелка» нужно гнать через все поле, пока он не спрячется в последнем несжатом снопе, который до сих пор зовется «козел». Этому «козлу» девушки завивали бороду, а сам пшеничный сноп украшали пестрыми лентами. Отсюда следует, что Козел в языческие дохристианские времена считался символом плодородия.
Значит название «КОЗЕЛЬСК» можно истолковать, как – ГОРОД ХЛЕБОРОБОВ.
Козельская гвардейская дивизия РВСН
Гвардейская Краснознамённая ракетная дивизия была сформирована в Козельске на базе 198 ракетной бригады 3 мая 1961 года. Ее предшественница, 198 ракетная бригада создавалась на основе 28 гвардейской артиллерийско-пушечной Краснознаменной бригады, в свою очередь составленной из двух артиллерийских полков в октябре 1943 года. Дивизия вооружена ракетными комплексами на базе межконтинентальных ракет SS-19, Stiletto.
Свыше 50 лет военнослужащие данной дивизии выполняют сложную и ответственную миссию по защите своего отечества. Отличительными качествами нынешних воинов-ракетчиков можно считать высокое профессиональное мастерство, как результат сложившейся эффективной системы боевой подготовки. Умения ракетчиков многократно подтверждались в ходе учебных проведений пусковых стрельб с полигонов РВСН.
В дивизии создана необходимая учебно-материальная база, на которой проводятся различные тренировочные обучения военнослужащих всех специальностей. Тут тренируются боевые расчеты пуска и охраны, связисты, техники, водители и т.д.
Большое внимание уделяется в части бытовым условиям службы и проживания военнослужащих. Особое отношение оказывается к психологической составляющей службы, изучению и анализу психофизиологических качеств военнослужащих, их психологической совместимости. Созданы комфортные условия для психологической реабилитации. Качественно построены системы полноценного питания, квалифицированного медицинского обслуживания и полноценного отдыха личного состава. Важной частью деятельности командования является культурно-досуговая работа.
Постоянно крепнет взаимодействие командования части и Администрации города Козельска. По своей территории гарнизон уже давно слился с городом. Появились общие улицы, учебные и общественные заведения. Совместными усилиями были проведены работы по подводке природного газа к котельной и жилым помещениям. Вместе решается и такой острый вопрос, как жилье для офицеров, не так давно на окраине города вырос целый коттеджный поселок.
В духовной жизни военнослужащие дивизии поддерживают тесные отношения с одним из духовных центров России - Свято-Введенским монастырем Оптина Пустынь. Многие священники стали истинными наставниками воинам-ракетчикам.
Козельск - злой город
В XIII веке татаро-монгольская орда продолжила свое опустошительное движение по территории Российских княжеств. Согласно летописям 25 марта 1238 года Батый привел свои войска к городу Козельск. Несмотря на свой небольшой размер, город оказался весьма хорошо укреплен, и на требование сдаться ответил гордым категорическим отказом. С этого дня начинается длительная 50 дневная осада города татаро-монгольскими войсками.
Тут возникает несколько исторических вопросов. Почему громадная и могучая армия, за несколько дней бравшая большинство крупных укрепленных городов, целых семь недель не могла справиться с маленьким Козельском. Особенно если учесть, в данном городе и грабить нечего было. Видимо все дело в духе защитников Козельска. Взять город удалось только после подхода войск Кадана и Бури. Вооруженные стенобитными орудиями, они сумели пробить брешь в крепостной стене. Но, несмотря на это, осажденные устремились на вылазку, в результате которой были разрушены стенобитные машины, правда и герои не смогли остаться в живых, и в течение трех дней Козельск был взят. В живых не осталось никого, включая грудных младенцев. Город был выжжен полностью, а Батый запретил именовать его Козельском, приказав называть Злым городом.
Иоанно-Предтеченский Скит – жемчужина православной веры. Старчество.
Иоанно-Предтеченский Скит – жемчужина православной веры. Когда-то здесь жили и творили чудеса преподобные Оптинские старцы. Приходили они сюда со всей Святой Руси, здесь и оставались. Таким образом, Скит стал сердцем Оптиной Пустыни.
С чего же началась история знаменитого на всю Россию Скита?
Первым пустынножителем здесь стал схимник Иоанникий. Произошло это в начале XIX века. Монах поселился в чаще леса на небольшой пасеке. Так и жил Иоанникий отшельником, а когда умер, келья его опустела. Целых шесть лет здесь никто не селился, а вот потом это место выбрали отшельники Рославльских лесов. Переселились сюда с ними и два старца: Моисей и Антоний. Они то и занялись обустройством Скита. Закипела работа. Монастырская братия принялась расчищать участок. Дело это было трудное, так как в местах, где решено было устроить Скит, росли вековые сосны. И вои уже построены первые домики-кельи. Братья посадили плодовые деревья, кедры, которые давали орехи. Прошло более 25 лет, прежде чем сад стал красой Скита и принес свои первые плоды.
Но слава Скита была не в этом. Именно здесь произошло зарождение старчества. Моисей и Антоний много лет управляли Скитом. Моисей был настоятелем. Здоровье Антония было слишком слабым, чтобы взять на себя старческое руководство. Скиту требовался монах опытный в духовно - аскетической жизни, который мог бы вести работу наставника, обладал бы даром убеждения, был твердым и смелым в мыслях и поступках. Таким и стал для Иоанно-Предтеченского Скита старец Лев. Поэтому с его появлением в Ските и связывают утверждения старчества. Произошло это в 1840-х годах.
Со времени своего установления, старчество продолжало развиваться. Укреплению его немало способствовал преп. Макарий. А своего полного расцвета достигло при появлении в Ските старца Амвросия. Мудрость старцев, проживающих в Ските, привлекала сюда множество людей. Паломники приходили со всех концов Святой Руси. Люди, принадлежащие к разным сословиям и классам, находили здесь утешение, ответы на вопросы и исцеление душевных и телесных недугов. Любовь к мудрым, духовно богатым старцам в народе была просто огромная! Пришедшие сюда, сразу проникались к ним полным доверием, исповедуя свои самые глубоко запрятанные грехи. Сюда не иссякал поток людей во все времена года, в будни, и в периоды православных праздников. Иоанно-Предтеченский Скит стал известен на всю страну.