История развития экономики города.
Бурное развитие экономики начинается в Калуге, после ее посещения императрицей Екатериной II. Она посетила Калугу в 1775 году. Город ей понравился. В результате ее высочайшего соизволения в 1776 году Калуга из провинциального городка преобразуется в губернский город. Для дальнейшего развития города, это имело немаловажное значение. Согласно новому указу, в состав губернии вошли 12 уездов. Уже тогда в городе проживало порядка 17 тыс. жителей. Екатериной II также был утвержден «регулярный план», по которому следовало производить застройку города. Калуга становится процветающим городом, ее годовой бюджет по обороту соизмерим с бюджетами столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно «регулярному плану», в Калуге расширяется строительство, в том числе, каменное. Новые постройки, ведущиеся по всему городу, стимулировали развитие кирпичного производства и выпуска художественных печных изразцов. Таким образом, уже к концу 18 века в городе действовало 120 предприятий. Как утверждают дошедшие до нас исторические документы, в городе было построено 11 кирпичных заводов. Помимо этого – 10 заводов по изготовлению изразцовых плиток. И даже, 3 парусных предприятия. Помимо этих промышленных объектов Калуга славилась своими мастерами. Здесь процветали такие художественные промыслы, как кружевоплетение, вышивка и резьба по дереву.
В эпоху советского строя в городе развивалась, в основном, оборонная промышленность. Ее соотношение к другим сферам промышленного производства было: 1 к 9, то есть на оборону работало, порядка, 90 % всех промышленных предприятий города. В большинстве своем, это было оборудование для бронетанковых войск, высокотехнологичные и надежные изделия для Военно-космических сил СССР, а также комплектующие для войск ПВО и Военно-морского флота. Некоторые из этих предприятий продолжают работать и теперь. Например, «Калужский завод транспортного машиностроения», выпускающий механизированные платформы, платформы роликовые, гидротрансформаторы и другие устройства. «Калужский электромеханический завод», выпускающий генераторы, датчики, моторы и другое оборудование.
В 2009 году в городе было запущено новое производство - автомобильный завод от известной компании по производству грузовых автомобилей Volvo Trucks. В 2010 году в пригородном селе Росва начал свою деятельность автомобильный завод по выпуску кроссоверов и автомобилей гольф-класса от известных компаний «PSA Peugeot Citroën» и «Mitsubishi Motors».
Сегодня в городе работает 13 заводов, 2 фабрики и Калужский фанерный комбинат. Таким образом, получается, что большая часть производимой в Калуге продукции (46%), - это продукция машиностроения, второе место по производству принадлежит пищевой промышленности (35%), порядка 13% от всей производимой за год продукции, принадлежит энергетике. На долю же легкой промышленности Калуги приходится всего чуть более процента от общего производства.
Две фабрики Калуги.
Сегодня в городе действуют две фабрики. Одна из них –«Калужская обувная фабрика (КАЛИТА)». Основным ее производством является обувь для мужчин (кеды, ботинки и полуботинки) и для женщин (балетки, босоножки, ботинки, кеды). Помимо этого, фабрика выпускает обувь для детей разного возраста (ботинки, балетки, полуботинки, мокасины). Также на фабрике выпускается обувь для дома и отдыха и спортивная обувь.
«КАЛИТА» была основана, сравнительно недавно, в 1987 году. Тогда на фабрике были введены в действие уникальные технологии производства, кардинально отличавшиеся от старых советских обувных фабрик. Во время своего запуска, калужская фабрика была одной из передовых, по технической оснащенности. В строительстве и вводе «Калиты» в действие принимали самое активное участие итальянские специалисты из известной европейской фирмы «Коголо». Даже обучение персонала работе на высокотехнологичном оборудовании производстве проводилось специалистами из Италии. Каждый год фабрика выпускает, порядка, 2 миллионов пар качественной и красивой обуви.
«Швейная фабрика Калужанка» занимается производством курток для мужчин и женщин, женских пальто и полупальто самых модных расцветок и фасонов, мужских и женских ветровок, жакетов. Помимо пошива одежды швейная фабрика оказывает и другие услуги, например, отшив образцов, размножение изделий по размерам, ведет разработки конструкций по предоставленным образцам и технической документации. Помимо этого фабрика оказывает дополнительную услугу по хранению швейных изделий в подвешенном состоянии, не позволяя им мяться и деформироваться. Одновременно «Швейная фабрика Калужанка» может производить хранение, порядка 20 тысяч единиц швейных изделий. Для удобства заказчиков, «Калужанка» производит доставку своей готовой продукции. Прекрасные юбки, брюки, одежду ля спорта, блейзеры и жакеты – все это изобилие обеспечит для вас «Швейная фабрика Калужанка»
Калужский машиностроительный завод (КалугаПутьМаш)
Калужский машиностроительный завод – это предприятие с историей. Основан он был 138 лет назад. Тогда в 1874 году это был еще не завод, в полном понимании, а железнодорожные мастерские. Здесь разместилось Главные ремонтные корпуса Ряжско-Вяземской железной дороги. Так продолжалось до 1929 года. С этого года завод переворачивает еще одну свою страницу. Теперь это не просто мастерские, а «Калужский паровозовагоноремонтный и автодрезиностроительный завод». Два года Калужский завод просуществовал под этим «труднопроизносимым» названием. А в 1931 году было решено дать заводу другое название. С этого момента он стал именоваться «Калужский машиностроительный завод».
Поначалу завод занимался изготовлением мотодрезины для нужд железной дороги и автомотрисы. Также в тридцатые годы здесь было налажено производство мотовозов, так необходимых для строящихся по всей стране новых промышленных предприятий-гигантов. Выпускал завод и продукцию для нужд энергетики: передвижные компрессорные станции и небольшие генераторные электростанции.
1933 год стал новой вехой в истории завода «КалугаПутьМаш». В этом году он выпустил первый в нашей стране маневровый тепловоз, относящийся к серии АА.
Бурное развитие завода было приостановлено во время ВО войны. Как завод, способный работать для фронта, он был эвакуирован в Красноярск. Но уже в 1942 году, после освобождения родного города от немцев, завод возвращается в Калугу и возобновляет производство. В военные годы деятельность «Калужского машиностроительного завода» была направлена на производство газогенераторов, паровых кранов, рассчитанных для использования на железных дорогах, домкратов паровозных и реечных. Производятся также дезинфекционные камеры и копры, оснащенные дизель-молотами для забивки свай.
В 1950-е годы калужский завод начинает новое производство. Теперь здесь собираются мотовозы-электростанции, способные сделать доступной электроэнергию в самых отдаленных от больших городов местах, узкоколейные тепловозы серии ТУ2. Помимо этого, завод занят производством самоходных подбивочно-рихтовочных машин и промышленных тепловозов серии ТГК. В это же время завод осуществляет выпуск путеукладчиков и гидромеханических передач.
А через десять лет, в 60-е годы, «Калужский машиностроительный завод» начинает выпуск продукции для нефтяной промышленности турботрансформаторов, применяемых в буровых установках. А с 1984 года завод поставляет свою продукцию в Чехословакию.
Сегодня «КалугаПутьМаш» выпускает продукцию для энергетического, нефтегазового, химического машиностроения. Его основной продукцией являются: промышленные тепловозы, турботрансформаторы, рихтовочные машины, путевые машины, унифицированные гидропередачи.
ОАО "Калужский турбинный завод"
"Калужский турбинный завод" занимается выпуском паровые турбины и турбогенераторы для нужд современной тяжелой промышленности. Это и паровые геотермальные турбины и теплообменное оборудование для нужд постоянно развивающейся нефтегазовой промышленности. Также завод занят производством продукции для общепромышленного назначения. Это центрифуги насосы, сепараторы и энергоблоки. Часть продукции "Калужского турбинного завода" производится для нужд агропромышленного комплекса, решения экологических проблем. Часть производимой заводом продукции можно отнести и к области товаров народного потребления.
Сейчас завод входит в состав крупного предприятия, осуществляющего свою деятельность в области энергомашиностроения - "Силовые машины". С недавних пор "Калужский турбинный завод" внедрил новую систему в производство – SAP, разработанную специалистами SAP Consulting. Это позволило заводу "КТЗ" войти в систему единого производственного стандарта. А это, в свою очередь, позволило огромному заводу (с численностью работников превышающей 4000 человек) развиваться дальше, делаться конкурентоспособным предприятием на рынке сходной продукции. Переход на платформу SAP дает калужскому заводу ряд преимуществ, оптимизации затрат, новом методе планирования. С новым корпоративным стандартом "Калужский турбинный завод" объединил все подразделения в единую цепь информативного пространства. Это улучшило возможности контроля на каждом этапе производства. SAP позволила эффективнее управлять "КТЗ", сведя бизнес-процессы к просчитываемому варианту. В новой системе все подразделения завода находятся под четким управлением. Склад, производственные корпуса, отделы закупок и продаж теперь работают, как единое целое. Только систематизация разрозненных данных позволила сократить убытки на 20%. Работа в новом стандарте дала управляющему звену завода глубокое понимание, процессов, происходящих в современном бизнесе, что, естественно, создало конкурентное преимущество.
Калужский Радиоламповый Завод (ОАО «Восход» - КРЛЗ)
«Калужский Радиоламповый завод» начинает свою историю 1960 году. Поначалу завод выпускал радиолампы. С момента выпуска первой радиолампы прошло 11 лет, и вот завод уже начал расширять производство, осваивая изготовление изделий полупроводниковой электроники. Новый этап для завода начинается в 1978 году, когда «КРЛЗ» начинает серийный выпуск изделий микроэлектроники. Теперь в основной производимой заводом продукции, она составляет более 50%. В 1981 году Радиоламповый завод отметил торжественное событие - выпуск 10-ти миллионной микросхемы. По всей стране расходится его продукция. Мало кто знает, что граждане СССР покупали цветные телевизоры отечественного производства, в которых в 70% сборки, блок цветности комплектовался из микросхем «КРЛЗ». Завод никогда не останавливался на достигнутом, идя в ногу со временем, он 1983 году начал освоение новых производственных процессов. Началось серийное производство изделий из области квантовой электроники - импульсных лазеров, полупроводниковых лазеров… В 1999 году «КРЛЗ» успешно проходит аттестацию в двух Министерствах – Экономики и Обороны. Теперь Радиоламповый завод ведет разработки в области создания компонентов электроники для специальной техники. Завод получает название ОАО «Восход». В это же время на заводе идет работа по Программе «Тополь-М».
Открыта новая страница. В 2004 году «Калужский Радиоламповый завод» становится стратегическим предприятием России.
В 2009 году на промышленных площадях завода появляются смежные предприятия. Такие, как «Аметист-М», «КБ «Сектор», «НИИ материалов электронной техники», «Биметалл»…
Сегодня завод - это крупнейший производитель, а также разработчик электронных компонентов для специальных проектов. Также - это российская компания, объединяющая порядка десяти производственных направлений. От комплектующих цифровых микросхем, усилителей, вторичных источников питания и прочей подобной продукции, выпускаемой для электронной промышленности до устройств атомной энергетики.