Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Музей космонавтики.

Одной из самых главных достопримечательностей города является «Музей истории космонавтики».  Это первый в мире музей, посвященный космической тематике! Музей носит имя вдохновителя и теоретика современной космонавтики - К. Э. Циолковского. Стоит отметить, что Государственный музей в Калуге – это  крупнейший в стране музей подобного типа. В создании музея участвовали ученые, конструкторы, исследователи космоса. Непосредственное участие принимал  главный конструктор С. П. Королёв и первый покоритель космоса - Ю. А. Гагарин.
В 1961 году после своего первого полета, когда человек вышел в космос, открыв тем самым новую эру, Ю. А. Гагарин  торжественно заложил первый камень в строительство музея абсолютно нового типа.  Уже в 1967 году Музей космонавтики принял своих первых посетителей! Над созданием проекта музея будущего работали архитекторы: Е. Киреев, Б. Бархин, Н. Орлова… 
При входе в музей вас встречает мозаика, выполненная из смальты (вид эмали) и цветного природного камня художником А. Васнецовым - «Покорители космоса».
Все экспозиции музея посвящены истории развития воздухоплавания от самых его истоков до последних достижений космической индустрии. Отдельные экспозиции посвящены авиации, ее развитию. Часть материалов музейных выставок относится к работам Константина Эдуардовича Циолковского – отца космонавтики. Большая же часть музея отдана для показа ракетно-космической техники. Здесь и история и современность. Проходя по залам музея, вы увидите и первый искусственный спутник Земли, и современную орбитальную станцию. Экспозиции музея расскажут вам и об исследованиях Луны, и о  межпланетных станциях, которые вели и ведут исследования планет нашей Солнечной системы. Удивительно, что все экспонаты представлены в реальных размерах. Зрелище поражает воображение. На несколько часов вы, как будто, попадаете в другой мир – мир космоса, мир будущего.  Впечатляют такие экспонаты, как «Восток» и «Буран», относящиеся к пилотируемой космонавтики. Здесь же вы увидите и макет блока всемирно известной орбитальной станции «Мир». Можно познакомиться и с коллекцией  ракетоносителей и их историей. А начиная с 1966 года, в музее систематически организуются Научные Чтения, посвященные памяти Циолковского.
Помимо основного музейного комплекса, можно посетить Планетарий,  Дом-музей Циолковского. 
Музей космонавтики в Калуге является главным научно-методическим центром для всех музеев страны с космической тематикой. А с 1979 года он становится и научно-исследовательским заведением. В 1993 году музей был признан крупнейшим в России культурно-просветительным заведением.



Дом- музей Константина Эдуардовича Циолковского. 

Константин Эдуардович Циолковский был выдающимся человеком своего времени. Еще в детстве, после болезни Циолковский почти полностью потерял слух. Ему пришлось закончить обучение в школе, но он продолжил его самостоятельно. Свою научную деятельность он начал в период преподавательской работы в Боровске, где он совмещал учительство, проведение опытов, научные исследования. Глухота во многом помогала ученому, не позволяя ему отвлекаться на шумы и лишние разговоры. Он мог полностью сосредоточиться. Его опыты частенько удивляли или даже вызывали насмешки, как например, его прогулка по реке, когда Циолковский, распахнув зонтик и, надев коньки, мчался с непозволительной скоростью по льду реки, пугая медленно идущих, запряженных в сани лошадей.  После 12-ти летнего пребывания в Боровске семья Циолковского переезжает в Калугу и селится в небольшом деревянном домике, где великий ученый продолжает разрабатывать  теоретические основы космонавтики, и в котором он проживет 29 лет.
Теперь в этом доме разместился Музей Циолковского. Дом- музей расположен недалеко от реки Оки. В этом небольшом домике ученый написал десятки уникальнейших работ, касающихся вопросов реактивного движения, авиации, космонавтики. 
Семья Циолковского поселилась здесь в 1904 году. Дом был очень маленьким, в один этаж. По настоящему жилой в нем была только одна  комната. Когда в 1908 году в Калуге случилось сильное наводнение, дом, где жил Константин Циолковский пострадал довольно серьезно, так как был построен близко к реке. Это было не первое наводнение пережитое семьей ученого. Решено было сделать ремонт. Построили второй этаж. Именно там теперь и разместился кабинет учёного. Для мастерской пристроили веранду. В этом доме семья Константина Циолковского прожила почти 30 лет. Только, когда ученому исполнилось 75 лет, ему подарили новый дом, который расположен  на улице Циолковского. Подарок был сделан Калужским городским советом. В новом доме ученый прожил всего два года. Умер великий человек  в 1935 году. А уже через год в доме был открыт музей в его честь.  
В 1957 году в нашей стране отмечалось 100-летие со дня рождения  К. Циолковского. В эту замечательную дату калужский музей получает новую экспозицию в дар от Академии Наук СССР. Сам конструктор С. П. Королёв участвует в подборке уникальных экспонатов новой коллекции. Теперь музей мог представить посетителям новые экспозиции, показывающие, то, как идеи Циолковского воплотились в жизнь.
Дом-музей  ученого постарались максимально точно приблизить к реалиям того времени, когда в нем жил и работал Циолковский. Были воссозданы интерьеры дома, заново отстроены надворные постройки, восстановлен сад. 
Большинство уникальных экспонатов дома-музея подлинные, принадлежавшие когда-то самому Циолковскому, его жене и детям.




Казанский Девичий женский монастырь.

К тому времени, как возник Казанский Девичий женский монастырь, в городе уже был мужской монастырь. Девичий монастырь был образован по окончанию Смутного времени (17 век). В самом начале своего существования этот монастырь даже не имел собственного храма, и инокини должны были посещать ежедневные богослужения в церкви Пророка Илии. Только в 1629 году монахиням передали деревянный храм, построенный в Калуге в часть святителя Алексия митрополита Московского.
Монастырь жил своей жизнью, не испытывая больших строительных преобразований. Только в 1899 году началось строительство каменного пятиглавого Казанского собора. За четыре года храм был построен. Это было величавое строение, выполненное в византийском стиле. Опорой большому среднему шлемовидному куполу служили 4 столба. Собор имел уникальный четырехъярусный иконостас.
Территория монастыря  была обнесена по периметру каменной оградой, в которой имелись  ворота (центральные и боковые). На территории обители была построена каменная колокольня и несколько корпусов. Одни из них представляли собой больничные корпуса, другие – кельи, в которых жили сестры и их игуменья. При монастыре был также организован странноприимный дом. Обитель была отнесена к третьему классу. 
Повседневная жизнь монахинь складывалась из молитв и работ. Они шили белье, вязали и даже занимались искусной вышивкой золотом. Во время войн монахини Девичьего монастыря часто становились сестрами милосердия.
После революции, как и следовало ожидать, монастырь был закрыт. Монахини хотели продолжить свою привычную жизнь и организовали трудовую артель, где была расположена больница, а позднее и  обувная мастерская. К этому времени здесь собралось 118 монахинь. Но спокойно жить им не дали. В 1931 году они были осуждены на сроки от полутора до шести лет, и сосланы  в исправительно-трудовые лагеря.
Здание Казанского собора долгие годы использовали в качестве хранилища архива документов государственной важности. Во время ВО войны все постройки монастыря, кроме собора, сгорели. О восстановлении монастыря долгое время не заботились. Только в 1992 году его передали монашеской общине. В 1995 году женский монастырь располагается в бывшем духовном училище, где уже был домовой храм.
Сейчас в обители хранятся уникальные святыни. Одна из них – это мощи святителя Гурия Казанского. Другая – чудотворная икона с мощами преподобного Серафима Саровского. В алтаре хранится еще одна святыня - крест с небольшой частичкой Креста Господня, а также ковчег с чудотворными мощами мучеников Савваитов и легендарный крест – мощевик.
 



СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВОРОТЫНСКИЙ женский монастырь

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь – старейший монастырь в Калужском крае. Его возведение началось в 1498 году на  средства, которые предоставил на строительство князь Дмитрий Федорович Воротынский. Расположилась обитель  в  низовье реки Угры. По некоторым летописным данным, поставлен он был на месте, где был обращен в бегство  в 1480 году хан Ахмат. С тех пор монастырь простоял почти три века. Но начиная с 1725 года, обитель стала постепенно пустеть, а потом и совсем закрылась. Произошло это в 1764 году. С тех времен осталась, частично сохранившаяся, опись. Судя по ее данным, в обители было всего три строения из камня. Одно из них – это собор в честь Преображения Господня. Вторым  каменным строением монастыря был храм Введения Пресвятой Богородицы. Третьим каменным строением были кельи. Все остальные здания, расположившиеся на территории монастыря, были деревянными. Одно из них – колокольня. Монастырь ветшал, постепенно теряя свои строения, которые время обращало в прах.  Так к началу 20 века на территории монастыря сохранилось лишь  две древние постройки. Это были приходские храмы – редчайшие, из сохранившихся, образцов шатровой архитектуры.
Каменный «Собор в честь Преображения Господня» представлял собой кубовидный четверик. На нем традиционно был размещен восьмерик, а на нем - восьмигранный шатер. Классический стиль строения не подразумевал витиеватостей, поэтому внешне собор украшен просто.
Каменный «Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы» - это целый архитектурный ансамбль, представленный непосредственно храмом, трапезной и колокольней. Все постройки объединены в единое целое. Колокольня представляет собой трехъярусное строение, с третьим уровнем звона и шатровой крышей с высоким шпилем. Основное помещение – это двухэтажное здание. Основными элементами отделки фасада можно считать декоративные кокошники, лопатки и  выступающие карнизы.
Судьба обители после революции была схожей с судьбой других монастырей. Ее закрыли. Но, помимо этого уничтожили древнее кладбище, располагавшееся на монастырской земле, были навсегда утрачены древние надмогильные сооружения, возраст которых превышал трех вековой рубеж.
Только в 2000 году Спасо-Преображенский Воротынский монастырь был возвращен Церкви. Началось его восстановление. Большей частью восстановления древней обители заняты монахини Девичьего монастыря.


Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. 
Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Храм Успения Пресвятой Богородицы  был также выстроен из камня. За свои годы существования он не раз перестраивался. Первоначально, именно, он  был соборным храмом обители. Именно поэтому мужской монастырь до сих пор называется Успенским. Храм сохранился до наших дней. Это настоящее украшение монастыря! Белое величественное здание из камня с ярко синими –небесными куполами стоит на реке Угре, отражаясь в ее спокойных водах. К храму примыкает высокая пятиярусная колокольня. Здание храма выстроено в  византийском стиле.   Украшениями храма служат высокие и узкие арочные проемы и окна. Шлемовидный главный купол храма расположен на барабанной надстройке, украшением которой является ряд близко расположенных друг к другу арочных окон и бахрома верхнего карниза. Успенский собор – это настоящее архитектурное украшение монастыря. До революции собор имел чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы, которая была помещена в драгоценный оклад из золота, серебра и множества драгоценных камней (рубины, бриллианты…) и жемчужин. 
Судьба обители после революции была схожей с судьбой других монастырей. Ее закрыли. В 20-е годы здесь  расположился сельскохозяйственный техникум. Затем его сменила воинская часть. За время советского правления 2 храма монастыря были разрушены. Это был соборный храм Преображения Господня. Вторым стал  храм, построенный над чудотворным источником - храм Божией Матери «Живоносный Источник». Красивейший Успенский храм был в аварийном состоянии. Уникальная крепостная стена с жилыми башнями почти полностью разрушилась. 
Только в 1991 году началось возвращение монастыря к жизни.  Его передали Калужской епархии. Сражу же был возрожден колодец, вырытый Тихоном. Над ним поставили скит Божией Матери «Живоносный Источник». В этом же году началось масштабное благоустройство территории. Полным ходом шла подготовка к строительству храма, которое завершилось в 1994 году.
К 1993 году Калужской епархии переданы уцелевшие монастырские здания. За два десятилетия монастырь стал приобретать свой прежний облик. Отреставрировали жемчужину обители - Храм в Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1904 году. 
На территории монастыря также  располагался трапезный храм в честь святителя Николая, построенный  1908 году. К настоящему времени он восстановлен. После передачи Калужской епархии больничного корпуса с домовой церковью Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенной в 1907 году, началась ее реконструкция. Сегодня она завершена. 
Главный соборный храм монастыря Преображения Господня, построенный в 1677 году. Собор был задуман, как  величественное каменное здание, вмещающее большие хоры. По проекту собор представлял собой уникальное величественное строение в 3 света в форме креста. Собор имел пять глав, каждая из которых была увенчана золотыми крестами, горящими в солнечных лучах. Позднее к Преображенскому собору пристроили 2 придела. Один в 1756 году  - святителя Николая Чудотворца. Второй нескольким десятком лет позже – в 1790 году. Освящен этот придел был в честь епископа Амафунтского. Собор дважды перестраивался с целью улучшения. Первый раз  в 40-х годах 19 века, а затем через тридцать лет, где-то в промежутке между 1879 и 1886 годами. За время советского правления Преображенский собор был разрушен. Но в 2005 году он  был вновь построен.
Сегодня паломники вновь могут посетить часовня, построенная у святого дуба, где часто проводил часы в уединении и молитве  преподобный Тихон Калужский. Или посетить скит на Угре, где можно помолиться в храме «Владимирской» Божией Матери. Сохранились, а теперь и реконструированы братские кельи и трапезная.
Сегодня монастырь издает свою газету - «Тихоновский листок», имеет на своей территории детскую воскресную школу. Возобновлена деятельность пекарни. При монастыре с 2008 года работает благотворительный отдел, занимающийся оказанием всесторонней помощи малоимущим. В 2010 году в монастыре открыт «Духовно-исторический музей».


Калужский Свято-Троицкий кафедральный собор

«Калужский Свято-Троицкий собор» имеет древнюю, наполненную событиями историю. Впервые он упоминается в 1610 году. В летописи говорится о «Свято-Троицком соборе», как о «Храме Живоначальныя Троицы». Это упоминание было сделано в Никоновской летописи по причине описания похорон Лжедмитрия II, которые были произведены недалеко от храма. В Калуге сохранилось предание, что похоронен Лжедмитрий прямо напротив входа в семинарию.
Первоначально Свято-Троицкий собор был выстроен из дерева. А в 1618 году был сожжен ворвавшимися в город запорожцами. Храм отстроили заново. Но дерево не долговечно, к концу 17 века храм обветшал. Тогда было решено  (в 1687 году) построить на его месте каменный собор. Храм выстроили из белого камня. Уже тогда он поражал своим величием. Каменный собор простоял до 1786 года, почти сто лет. 
С 1786 года начинается новая страница в истории Свято-Троицкого собора. На месте старого возводят новый каменный храм, который стоит в Калуге и поныне. Сохранившиеся малочисленные источники говорят о том, что новый храм строился очень долго. С момента начала стройки и до ее полного завершения прошло 33 года. Считается, что окончательное завершение работ было в 1808 году. Отделка же храма продолжалась еще 10 лет. 
Собор по всему периметру обнесен примыкающими к стенам колоннами. По углам храма расположены пилястры. В верхней части здания, между тесно прилегающими к стенам колоннами, можно увидеть священные изображения. Храм имеет несколько боковых входов, над ними расположились фронтоны, опирающиеся на колонны. Фронтоны так же, как и верхняя часть собора, расписаны сценами из священной истории. Купол храма шлемовидный. Уникальность конструкции купола в том, что это первая постройка такого типа, выполненная без центральной опоры. Вся постройка выполнена в византийском стиле.
Первоначально колокольня была соединена с храмом в единый комплекс при помощи колоннады. Но в  1912 году, во время ремонта было решено сделать пристройку, которая и будет соединять колокольню и храм. На втором этаже этой пристройки разместили хоры. 
Сама колокольня – это четырехъярусная постройка. На первом ярусе имеются портики и колонны. Второй ярус имеет восьмиугольную форму и арочными проемами и расположенными в небольших угловых  углублениях колонн с капителями. Третий  ярус имеет круглую форму с довольно широкими арочными проемами. Это ярус звона. Четвертый ярус самый маленький, тоже имеет круглую форму. В нем встроены часы. Всего их 4, обращенных на каждую сторону света. Рядом с каждыми из них можно заметить по ионической колонне. Над колокольней высоко в небо  тянется длинный шпиль. Высота колокольни достигает почти 70 метров.
В Свято-Троицком  соборе три престола. Главный - Живоначальной Троицы. Иконостас собора уникален. Он выполнен по проектным рисункам М.Ф. Казакова в стиле ампир, высотой достигающей  8 метров.
Свято-Троицкий собор был действующим до 1924 года. Потом храм закрыли. Но этого показалось мало, собор был признан, не имеющим художественной ценности. В 30-х годах в соборе было решено организовать Дом обороны. Однажды здесь даже разместили зверинец. Во время ВО войны здание Свято-Троицкого собора довольно сильно пострадало. Собор было решено взорвать. Но этого так и не произошло. Собор продолжал оставаться в полуразрушенном состоянии.  В 1952 году было решено передать его культурно-просветительским учреждениям. Но и этот проект не осуществился. В 60-е годы сохранившуюся часть собора отдали спортивной школе. Тут она и находилась до 1990 года. Только  в 1990 году происходит возвращение собора Церкви. С этого момента начинается его возрождение.

Калужский драматический театр.

Калужский драматический театр  является один из старейших театров  в России. Он основан в 1777 году. Первоначально театр разместился в амбаре купца Шемякина. Там же и была разыграна первая постановка: "Пролог на открытие Калужского наместничества". Выбор был не случаен, так как театр открылся в тоже время,  в которое было создано наместничество. Первую пьесу для театра написал В. И. Майков.
В 1790 году Калужский драматический театр был перемещен на Сенную площадь.  Деревянное здание сгорело в 1820 году. Театр отстроили заново, однако новый пожар уничтожил его в 1836 году. Пока не было заново отстроено здание театра, все представления проводились на Губернаторской даче. В 1843 году, теперь уже на Садовой площади, вновь был отстроен театр. В период с 1847 по 1850 годы Калужским драматическим театром руководил Н.К.Милославский. А в 1851 году произошел новый пожар, опять уничтоживший театр.  Десять лет он располагался в городском манеже. В 1875 году к делу по постройке театра подключились жители города, благодаря их денежным пожертвованиям был построен новый театр. Эта постройка  просуществовала до 1941 года. На сцене Калужского драматического театра выступали многие «звезды». Здесь ставились пьесы, игрались комедии, выступали балетные труппы. Все изменилось после 1917 года. Коммунисты желали создать новый театр. Страна сотрясалась от столкновений большевиков,  и Белой гвардии, повсюду царил голод и разруха. А театр жил и, судя по оставшимся мемуарным записям, всегда полон зрителями. Ставили классику, так как советские пьесы пока еще были не написаны. Большого расцвета творчества театр достигает в период с 1928 по 1929 годы. В это время ставятся такие пьесы, как "Мятеж", "Разлом", "Бронепоезд 14-69"…
Калужский драматический театр продолжал свою работу даже в начале ВО войны, актеры ставили представления перед воинскими частями. Часть актеров пошла служить в народное ополчение, а часть была эвакуирована. Выступления в Калужском театре возобновились только после окончания войны. Война в очередной раз уничтожила театральное здание. Актеры выступали в клубе  имени Андреева.

В 1952 году театр отметил свой юбилей. Ему исполнилось 175 лет. Было решено, в честь такой знаменательной даты, построить новый театр. В 1958 году  строительство было завершено. С тех пор Калужский драматический театр поставил не одну тысячу пьес. 
В здании театра разместился театральный Музей, его посетители могут проследить историю становления театра, узнать о его жизни в разные годы существования.


Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (Николо-Козинская церковь) 

Храм в честь святителя Николая  возведен, судя по сохранившейся церковной описи, в 1626 году на городской площади, непосредственно в крепости. Сначала храм был деревянным. В период с 1775 года по  1779 год  Николаевский храм было решено перенести в Козью слободку. Теперь церковь строили из камня. Строительство осуществлялось на пожертвования. В 1844 году к храму добавилась трапезная и колокольня, образовав неповторимый ансамбль.
Храм выстроен в стиле провинциального классицизма. Трехъярусная колокольня, построенная в классическом стиле древнерусского зодчества, отлично с ним сочетается. Колокольня имеет   луковичнообразную  главку. В каждом ярусе имеются арочные проемы, делающие колокольню светлой и «легкой». 
Для внутреннего благоустройства Никольского храма  много сделал житель Калуги – мещанин Ф. А. Извеков. Благодаря его денежным вложениям были заново расписаны храмовые стены, отремонтирована, пришедшая в упадок, трапезная. Помимо этого, он пожертвовал деньги на золочение иконостаса. Даже полы в храме были покрыты плиткой.
Революция не обошла стороной и этот храм. Он был закрыт в 1935 году. После чего использовался под склад. Только в 1945 году Никольский храм  снова стал действующим. С 1992 года здесь открыли воскресную школу.
«Николо-Козинская церковь» имеет богатое убранство. В ней сохранился и пятиярусный иконостас 18 века, и большинство икон. Главной святыней «Николо-Козинской церкви» является древняя (17 века) икона святителя Николая.