Легенда о возникновении Шали
Современный город Шали находится на Чеченской равнине в южной ее части. Стоит он на реке Джалка, всего в 18 километрах от Аргуна и в 35 километрах от Грозного. Шали находится в месте пересечения нескольких автомобильных магистралей. Такое расположение это дает городу возможность находиться в центре всех важных событий, происходящих в Чеченской республике.
По легендам и преданиям старины, дошедшим до нашего времени, можно сказать, что Шали был основан двумя братьями, спустившимися с гор в поисках более благодатной земли для своего тейпа. Эти легенды относят нас к 13-14 векам, когда равнинные земли у подножия гор были оставлены Золотой Ордой. Благодатные равнинные земли давно манили чеченцев, и вот теперь у них появилась возможность спуститься с гор в долину. Два брата Идарз и Окша из тейпа Эрсеной спустились в предгорье и заложили два аула по разным сторонам реки Басе. Пришли они в долину со всеми своими родственниками, о чем свидетельствовала запись на легендарном золотом горшке, который находился в Нашхе – легендарной прародине всех чеченцев. Нашхах – это древнее селение, расположенное высоко в горах. Именно там находился мифический золотой котел. На нем велись все записи относительно того, какие тейпы спускались с гор на равнину, и когда это происходило. Была там метка и о времени переселения Идарза. Жаль, что сам котел с течением времени был утрачен. Поэтому точной даты основания Шали никто уже не помнит, так как, в городе сейчас живут потомки Идарза, которые считают его своим тринадцатым предком.
История Шали в 19 веке.
Шали находится на Чеченской равнине в южной ее части. Стоит он на реке Джалка. Основано это поселение было в 13-14 веке братьями Идарзом и Окшазом из тейпа Эрсеной.
В 19 веке Шали был центральным аулом Большой Чечни. Здесь проживало несколько чеченских тейпов, а общая численность населения аула превышала девять тысяч человек. Это, по меркам 19 века, был очень большой аул. По статистическим данным, на тот период времени, он был самым большим аулом равнинной Чечни.
19 век принес в Шали много бедствий, которые исходили от русской армии, посланной покорять горцев. Русский царизм вел политику выселения малых народов с обжитых мест. Самые лучшие земли отдавались царским слугам, чеченцам же приходилось довольствоваться тем, что осталось. Земли вокруг Шали и даже вековые непроходимые Шалинские леса были поделены между «угодными царской власти» людьми. Все это не могло продолжаться бесконечно. В народе вспыхнуло негодование. В 20-30 годы Шали становится центром народного движения под предводительством Бейбулата. Однако противостоять хорошо вооруженной и многочисленной русской армии было невозможно. Но полностью сломить сопротивление чеченского народа, пытающегося отстоять свои земли, не получилось. Вновь начало формироваться национально-освободительное движение под руководством имама Шамиля, и центром его становится Шали. Шалинские леса становятся надежной защитой для повстанцев. Но восстание было подавлено, чеченцы присягнули на верность России. В 1837 году генерал Фезе хитростью выманил чеченских воинов на равнину под удар казаков. Жители Шали, потерпев поражение, выдали аманатов (заложников) и присягнули на верность.
В 1850 году через дремучие труднопроходимые для русской армии Шалинские леса была прорублена широкая просека до самого аула. Что делало передвижение русских войск более быстрым и безопасным. Во второй половине 19 века, в основном, все военные события происходили вокруг Шали. Генерал Евдокимов даже построил здесь укрепленный военный лагерь, способный к быстрому реагированию.
История Шали в 20 веке.
История Шали насчитывает сотни лет. Сейчас город находится на Чеченской равнине в южной ее части. Стоит он на реке Джалка. Основано это поселение было в 13-14 веке братьями Идарзом и Окшазом из тейпа Эрсеной, спустившимися с гор. За период с возведения аула на новом месте до 19 века Шали стал центральным аулом Большой Чечни, причем самым крупным поселением, насчитывающим более девяти тысяч жителей. Неоднократные военные действия, направленные на жителей Шали, русской армией не истребили села. Шали возрождался, как легендарный феникс из пепла.
20 век тоже не стал исключением. Он принес новые беды, связанные с преобразованиями в России. Вспыхнувшая революция в 1917 году, и последующая за ней Гражданская война не обошли жителей села стороной. Всего несколько два десятка лет мирной жизни, и новое испытание. Началась Великая Отечественная война. На фронт ушли сотни жителей Шали. Многие из них получили ордена и медали, а двое жителей села стали Героями Советского Союза. Это Зайнди Халидов и Али Дергиев. Кончилась война. Враг побежден. Казалось бы, вот и пора начать строить мирную жизнь. Но тут новая беда – депортация чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию. Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование в 1944 году. Жители Шали так же, как и жители других поселков и городов республики были выселены из родных мест. Село Шали получило новое название – Междуречье. Прошли годы, прежде чем чеченцы смогли вернуться на родную землю. Началось мирное строительство социализма.
Конец 20 века. Прежний строй развалился. Новое еще не пришло ему на смену. В республике начинаются недовольства, выступления, дележ власти. Все это приводит к развязыванию военного конфликта. Шали опять в центре военных действий, которые нанесли огромный урон сельскому хозяйству, промышленности города.
Клиночники Шали
Кинжал для чеченца – это священное оружие. Каждый мужчина должен иметь свой кинжал. История создания чеченских кинжалов уходит вглубь веков. Археологи находят клинки, выполненные чеченскими мастерами много сотен лет назад. Условно клинки можно поделить на два вида: кинжал с воронением и закаленный кинжал, имеющий полировку доведенную до блеска.
До 19 века были распространены большие кинжалы, схожие по своему внешнему виду с короткими мечами римских гладиаторов. Эти чеченские кинжалы имели ширину лезвия от семи до девяти сантиметров и длину – шестьдесят. Однако уже с середины 19 века внешний вид чеченского клинка начинает видоизменяться. Он становится меньше, и лезвие его делается уже. На лезвии появляются долы. Но, несмотря на внешние изменения, кинжал остается грозным оружием в руках опытного бойца. Казаки часто желали приобрести именно чеченские кинжалы, так как они славились своей прочностью. Тонкий кинжал с удлиненным лезвием отлично пробивал кольчугу, поэтому был незаменим в ближнем бою.
Кинжалы имели отделку. Самые дорогие клинки оправлялись в серебро. Рукоять и ножны, выполненные из серебра, многое говорили о его хозяине. За такой клинок часто отдавали дом, лучшего скакуна или множество овец. Стоит заметить, что владелец кинжала с серебряными украшениями, выполненными частично на ножнах и рукояти, освобождался от взимания налога (закат). А вот, если серебро использовалось для полной отделки рукояти клинка и ножен, то налог (закат) взимался, но для того, чтобы отдать его бедным.
Вообще-то серебро использовалось не часто, так как было дорого. В основном рукояти кинжала изготавливались из рога тура или буйвола, а иногда и из древесины. Четь позже к концу 19 века в качестве материала для рукояти клинка стали использовать слоновую и моржовую кость, которая с развитием торговли, стала более доступна.
Мастеров по изготовлению клинков было много. Кинжалы, изготовленные лучшими мастерами, ценились очень высоко. Чтобы достичь такого совершенства требовалось не одно поколение оружейников. Так в Чечне секреты мастера передавались от отца к сыну. Появлялись династии оружейников. В Шали, по исследования специалистов оружейного дела, этнографов, историков, были выявлены имена таких мастеров. В 19 веке это были клиночники: Илес, Ума, Биболат-Хаджи. Клиночник Сайда из Шали переехал в Грозный. Был расстрелян во время репрессий в 1937 году. Муси (Муса) (середина 19 – начало 20 века) – клиночник из Шали, который ставил на свои клинки метку мастера, нанося ее арабской вязью. Благодаря этому, исследователями был найден клинок шалинского мастера. В середине 19 – начале 20 века в Шали жили и ковали клинки такие мастера, как Ализ, Камал, Мусайта. Кинжалы мастера Хенама, начало 18 – середина 19 века) по дошедшим до нас сведениям, ценились «на вес золота». Считается, что он происходил из Джугурты, славящейся своими непревзойденными мастерами-клиночниками. Считается, что он в последствие переехал с семьей в Турцию.
Жители Шали помнят своих героев
В 2011 году в городе Шали бывшая улица Кольцова была переименована. И сделано это было в честь героя!
Два года назад чеченские сотрудники МВД предотвратили теракт, который был запланирован врагами республики. Террорист-смертник, обвязанный взрывчаткой, хотел произвести взрыв в Государственном концертном зале столицы Чеченской республики. Он пытался прорваться в зал, где шло представление «Город, построенный на льду» и осуществить взрыв, который унес бы сотни жизней. На это представление собралось более восемьсот человек.
Четыре сотрудника МВД ценой своих жизней остановили террориста, не дав ему проникнуть в зал, где смотрели представление ничего неподозревающие люди. Среди этих героев был и житель города Шали – Исмаил Бисултанов.
Исмаил Бисултанов – полковник милиции – был не просто хорошим сотрудником МВД. Он был прекрасным другом и семьянином. Жители его родного города всегда будут помнить его геройский поступок. Подвиг его всегда будет примером для всех сотрудников правоохранительных органов. Распоряжением Президента Чеченской республики Рамзана Кадырова Исмаил Бисултанов удостоен высшей награды: Орден Кадырова.
В Шали его именем назвали улицу, где он жил. На доме Исмаила Бисултанова прикреплена памятная табличка. Ее прикрепил сын героя, который так же, как и отец, служит в МВД, оберегая покой жителей родного города. А в селение Новые Атаги Шалинского района именем героя назвали школу, в которой, когда-то учился Исмаил Бисултанов.
Династия братьев Пасхаевых – гордость всей Чечни! (история одной семьи)
Братьев Пасхаевы – жители Шали – известны всей Чечне, да и не только. Эти трое молодых людей смогди добиться огромных успехов в спорте. Кикбоксинг – спорт для настоящих мужчин. Он тренирует выносливость, силу, умение вести стратегию, находить слабые места соперника, тренировать волю. Это все качества, необходимые бойцу. Каждый чеченский мальчик стремится стать хорошим бойцом. Так начался интерес к этому виду спорта и в семье Пасхаевых. Отец поддерживал интерес своих детей, вдохновлял их волю к победе.
Старший из братьев-чемпионов - Умар начал тренироваться еще с раннего детства. В школе его талант заметил учитель физкультуры Руслан Жамалдинов (заслуженный тренер Чеченской республики). Он начал тренировать Умара, занимаясь с ним дополнительно. С десяти лет он начал постигать азы, а затем и хитрости ведения рукопашного боя. Талантливый мальчик быстро добивался успеха, выигрывая одно соревнование за другим, не давая даже малейшего шанса своим противникам. В 2004 году он выигрывает турнир на Кубок Имама Шамиля, проходивший в Кизляре. С тех пор Умар неоднократно побеждал и на более престижных соревнованиях. Так он является неоднократным победителем Чемпионатов ЮФО. В 2006 году Умар становится призером Первенства России по кикбоксингу. А в следующем году становится Чемпионом России. Сразу за этой победой последовала следующая награда, Умар становится бронзовым призером на Чемпионате Мира, проходившем в 2007 году в Сербии. А через два года становится Чемпионом России среди взрослых! В этом же году он – Чемпион Мира, а в 2010 году – победитель соревнований, проводимых в Азербайджане – Умар становится Чемпионом Европы. Умару всего 22 года, но он успел достичь многого, кроме занятий спортом, он еще и успешно закончил геолого-промышленный факультет ГГНИ.
Его брат Бувайсар тоже занимается кикбоксингом, и тоже достигает высот! Упорные ежедневные тренировки, целеустремленность и вера в победу, сделали Бувайсара мастером спорта по кикбоксингу уже в 18 лет. Он, как и старший брат, имеет много наград. В 2008 году выигрывает Первенство России, в этом же году становится Финалистом Кубка России по кикбоксингу. Через два года он уже получает бронзу на Чемпионате России – 2010. В этом же году становится призером Чемпионата Мира, организованного в Анапе. Бувайсар выступает в составе сборной России по кикбоксингу.
Младший из братьев, тоже не отстает. С самого раннего детства он ходил на занятия со своими старшими братьями. Они же были и его первыми учителями. Свои тренировки Хамид начал с восьми лет. И всего через четыре года упорных каждодневных тренировок Хамид становится кандидатом в мастера спорта по кикбоксингу. Он, как и старшие братья, является неоднократным победителем Первенства ЮФО и Первенства Чеченской республики. В 2006 году Хамид становится победителем Всероссийского турнира по кикбоксингу, проходившего в Черкесске. На следующий год он выигрывает Всероссийский турнир «Надежда Дагестана – 2007». Через двагода упорных тренировок, Хамид становится Призером Кубка России-2009. А в следующем году он – финалист Кубка России-2010.
Вот такие необычные дети выросли, казалось бы, в самой обычной шалинской семье. Отец мальчиков Алу всегда учил своих сыновей относиться к любому делу, какое бы они не выбрали основательно, вкладывая в него все силы и душу. Только так и можно добиться успеха и уважения.