Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.
Более шестисот лет стоит на холме, у места впадения реки Истермы впадает в реку Протву, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. За сотни лет своего существования монастырь превратился в настоящую жемчужину Земли Русской. Основал его в 1444 году игумен Пафнутий. И с того времени монастырь постоянно достраивался, укреплялся, становясь с каждым годом богаче и краше. Уже в 1467 году на месте, где прежде была построена деревянная Рождественская церковь, возвели белокаменный собор. До наших дней он не сохранился, так как был перестроен в последующие столетия. По дошедшим до нас летописным источникам, можно судить, что эта белокаменная Рождественская церковь была расписана рукой великого древнерусского мастера Дионисия. Собор этот был полностью разобран к 1586-му году, простояв в своем первозданном виде, 117 лет. На его месте сразу же было начато новое строение. Царь Федор Иоанович издал указ о постройке здесь нового пятиглавого собора. Некоторые исследователи считают, что в его возведении непосредственно принимал участие великий русский зодчий Федор Конь. Этот древнерусский мастер строил Белый Кремль в Москве.
Для постройки фундамента нового собора использовали каменные блоки разобранного собора. И это позволило сохранить для потомков уникальные образцы росписи, сделанные Дионисием. Их обнаружили в 60-70-х годах прошлого века, при проведении реставрационных работ. До этого считалось, что средневековые фрески безвозвратно потеряны. Блоки, извлеченные из фундамента, реставрируемого собора подняли на поверхность, очистили. Теперь они хранятся в музеях: «Музей имени Рублева», «Государственный исторический музей», «Исторически-краеведческий музей города Боровска».
В 15 веке монастырь начинает обноситься мощной крепостной стеной с угловыми боевыми башнями. Мирная обитель стала превращаться в мощное крепостное укрепление. В этот же период строится каменная трапезная, церковь Рождества Христова, Звонница, которая была закончена к 1523 году. А через 165 лет эта звонница была заменена колокольней. Вдохновителем этого проекта был князь К. О. Щербаков. Он желал, чтобы новая колокольня по своему внешнему виду напоминала Колокольню Высоко-Петровского монастыря в столице Москве. В итоге получилась стройная колокольня, выстроенная в соответствии с традициями того времени, то есть на четверик был простроен восьмерик. Правда, было и некоторое отличие от принятых в строительстве канонов. Восьмерик колокольни своими гранями точно выходил на грани, ниже расположенного, четверика, что было своеобразным новшеством. В том же 16 веке на южной стороне центральной монастырской площади построили храм в честь преподобного Пафнутия. 16 век – был веком великих строительных работ на территории монастыря. Кроме всех перечисленных выше величественных церковных построек, было начато и строительство братского корпуса, который начали возводить в юго-восточной части монастыря. С западной же его стороны построили Погребную. Погребная – это редкий и уникальный памятник хозяйственного строительства, переживший не один век. Как гласят дошедшие до наших дней летописные источники, в своем первозданном виде погребная имела три этажа и два погреба-ледника. Точная дата возведения этого сооружения неизвестна, но, по мнению исследователей, она должна быть сопоставима с датой постройки трапезной (1511 год), то есть, примерно начало 16 века.
Во времена Смуты, в 1610 году монастырь был разрушен поляками и другими, примкнувшими к войску Лжедмитрия. Когда закончились смутные времена, и стал вопрос о выборе государя, представители Свято-Пафнутьева Боровского монастыря также участвовали в Земском Соборе 1613 года, где и была подписана грамота о избрании на царство Михаила Романова.
Новые времена принесли новые смуты. После проведения церковной реформы, выделились старообрядцы, не желавшие менять свои устоявшиеся веками взгляды. Вдохновителем их стал протопоп Аввакум. В 1677-х годах его заключили в стенах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Тут же были заключены и известные в истории боярыня Морозова и ее сестра. Как повествуют исторические источники, умерли они здесь «голодной смертью». После реформации церкви монастырь стал постепенно приходить в упадок.
В 17 веке в архитектурный ансамбль монастыря добавились три жилые постройки. Были выстроены палаты Настоятеля. Достроены Западные братские кельи и выстроены Восточные братские кельи, которые имели протяженность, достигавшую ста метров. В момент постройки все эти жилые здания были трехэтажными. Сегодня три этажа сохранили только Настоятельские палаты. Верхний этаж братских келий был разобран еще в 17 веке. Внутри братские корпуса были поделены на отдельные келейки. Они располагались на втором этаже, первый же этаж предусматривался для хозяйственных нужд. Например, там были расположены мастерские, складские помещения…
В годы великих испытаний, выпавших на Россию, во время нашествия Наполеона, Свято-Пафнутьев монастырь снова был разграблен и предан огню. Но монастырская братия вновь восстановила его великолепие. Таким монастырь и остался. Новых крупномасштабных строительных работ на его территории монахами уже не велось.
После революции, в 1919 году монастырь был закрыт, братия распущена. В зданиях монастыря за годы советской власти были расположены и тюрьма, и учебные заведения. Во время войны здесь находилось Политуправление Западного фронта. Реставрационные работы начали вестись в монастыре с 1960 года. В 90- годы монастырь стал приобретать свой первоначальный облик. Реставраторы сделали все возможное, чтобы вернуть русскому народу, потерянную «жемчужину».
Монастырь-крепость
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь был не просто монастырем. Уже в 17 веке это была хорошо укрепленная крепость. По тем временам, она считалась неприступной! Строились эти укрепления со стратегической целью, как крепости-защитники рубежей Московского царства. ПО некоторым источникам, исследователи приходят к выводу, что над проектированием и строительством крепостных укреплений монастыря работал великий зодчий Федор Конь, построивший в свое время Белый Кремль в Москве. Вообще укрепления монастыря возводились на протяжении 16- 17 веков. Длина всех монастырских стен составляет 673 метра, причем толщина стен довольно приличная. В среднем она составляет четыре метра, а в некоторых местах и более. Конечно, пробить такую стену было, практически, невозможно. Строители предусмотрели в стенах специальные ниши для ведения боя. Ниши эти располагались по низу крепостных стен и предназначались для ведения «нижнего боя».
Над зубчатыми стенами гордо возвышаются боевые башни. Их шесть. Каждая башня имеет трехъярусное строение и шатровый верх. Первые три башни были построены в 16 веке. Это Поваренная башня, Георгиевская, Тайницкая, и начато строительство Оружейной башни. Именно их строительство приписывают исследователи Федору Коню.
Поваренная башня, как и прочие, имеет три яруса боя. Это значит, что на первом ярусе башни были предусмотрены бойницы, из которых должны были стрелять пушки. Из верхних ярусов бой вели пищали. Амбразуры были спроектированы таким образом, чтобы создать максимальную видимость противника, не открывая при этом простого доступа к защитникам крепости. Эта башня, в отличие от других довольно далеко выступает за пределы монастырской стены. Это позволяло вести круговой обстрел территории, на которой расположился неприятель. Поварская башня имеет высоту 13 метров. Она немного сужается к своей верхней части. Так у основания ее ширина составляет, примерно, 10 на 10 метров, а у кровли всего 8,6 на 8,6.
Георгиевская башня, как и прочие, имеет три яруса боя. Она также считалась главной проездной башней до тех пор, пока не были построены «Проломные ворота». У этой башни есть и еще одно название – Знаменская.
Оружейная башня отличалась от всех прочих башен монастыря тем, что не имела в нижнем ярусе окон или амбразур, так как назначение ее было иное. На первом ярусе башни хранилось оружие и порох. Все это надо было защитить от возможного попадания неприятельского снаряда, вот поэтому первый ярус Оружейной башни и был «глухим». Даже стены этой башни были толще, чем в других башнях. Их толщина в разных местах башни рознилась от 2,3 до 2,8 метров. Окончательно башня была построена в 17 веке.
Интересна история Тайницкой башни. По легенде, Лжедмитрий II проявил хитрость, убедив одного из монахов в правоте своего права на царский престол, и тот открыл ворота башни, впустив неприятеля. Войска Яна Сапеги, литовцы и русские сторонники Лжедмитрия II ворвались в крепость. Учинив грабеж и резню. В последствие, Тайницкую башню прозвали в народе «башней измены».
Сторожевая башня была построена также в 17 веке. Как и прочие, она имеет три яруса боя. Самый верхний ярус имеет двадцать бойниц, что говорит о мощи этого оборонительного сооружения.
Действительно, долгое время крепость Свято-Пафнутьева Боровского монастыря была неприступна!
Собор Рождества Богородицы (Достопримечательность)
Собор Рождества Богородицы начали строить в 1467 году. Возводили его из белого камня на месте деревянной церкви, которая была построена в год основания Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Белокаменная церковь стала украшением монастыря.
По некоторым данным летописных источников, считается, что собор расписывали знаменитые средневековые мастера: Дионисий и Митрофан. После окончания строительства два года храм оставался не расписанным – белым. Мастера работали над украшением собора до 1476 года. Однако в таком виде храм просуществовал только до 1584 года, когда по приказу царя Федора Иоанновича, был разобран. Почему это сделали? Царь хотел на месте простого белокаменного храма выстроить огромный пятиглавый собор. Через пять лет в 1589 году строительство было закончено. Больше Собор Рождества Богородицы не перестраивался. И мы можем видеть его таким, каков он был в 16 веке. Собор занимает в монастыре главное место – Центральную площадь. Помолиться сюда в течение нескольких веков стекались тысячи паломников. Собор стал своеобразным духовным центром монастыря. Подвижничество и духовный авторитет основателя монастыря Пафнутия был так велик, что он был приравнен к лику святых.
Поклониться чудотворцу приезжали самые именитые и знатные люди Земли Русской: Великий князь Василий II, и Василий III, цари Иван III и Иван IV, по прозванию Грозный, царь Федор и Михаил Романов (первый царь из династии Романовых). Посещали монастырь в разные годы и князья Репнины, Лыковы-Оболенские, Волконские. Кроме именитых посетителей, Собор Рождества Богородицы принимал на богомолье всех страждущих.
«Школа мастеров» в «Доме с кружевами» купцов Шокиных.
«Школа мастеров» - это уникальный центр народного творчества города Боровска. Разместился он в исторически памятном красивейшем доме Боровска, принадлежавшим некогда купцам Шокиным. «Доме с кружевами», как называют его местные жители, относится к архитектурным памятникам 19 века. Теперь в нем разместилась «Школа мастеров». Существует она с 1997 года, но первоначально располагалась в «Доме культур». Через год было решено перевести школу народного мастерства в достойное ее деятельности строение.
«Школа мастеров» обучает не только детей. Сюда приходят пенсионеры. Это очень важно! Так как не только молодому поколению прививается любовь к народной культуре и ее традициям, но и не забываются люди, которые, выйдя на пенсию, часто не знали, чем восполнить свой досуг. Теперь они с удовольствием посещают «Школу мастеров», где обучаются по тем же программам, что и молодое поколение. В школе учат русской традиционной вышивке. В том числе, старинному орнаменту, выполнявшемуся на полотенцах. Мастера школы передают свои знания, обучая созданию кукол в русском традиционном стиле, а также обереговых кукол. Учат здесь и бисероплетению, и лоскутному шитью, лепке из глины, плетению гобеленов. Одним из направлений «Школы мастеров» является обучение созданию русского традиционного костюма (сарафан, рубашка, кичка…). Есть здесь и кружок флористики. Мастера обучают новичков приемам создания картин из подручного природного материала: бересты, коры разной фактуры и оттенков, пуха, травы, засушенных цветов…
В «Школе мастеров» постоянно проводятся мастер-классы и выставки. На эти мероприятия всегда стекается много народа. Для своих учеников «Школа мастеров» организует выставки их работ ив других городах, а помимо этого еще и экскурсии с целью расширения кругозора и приобщения к миру искусства.
Часто преподаватели школы проводят отдельную работу с детьми и взрослыми по индивидуальным проектам. Так рождаются шедевры!
Музей-квартира Циолковского.
Музей-квартира Циолковского расположился в доме, где когда-то проживал основатель и вдохновитель космических исследований, на улице К. Э. Циолковского, в доме №49. Открылся он в 1997 году. За двенадцатилетний период жизни в Боровске, великий изобретатель сменил несколько квартир, но до наших сохранился только этот дом. В нем и решено было открыть музей. На первом этаже дома-музея разместилась экспозиция, рассказывающая о трудах ученого, его повседневном быте, учительской деятельности, жизни его членов семьи (жены и троих детей). Можно здесь получить сведения и о друзьях К. Э. Циолковского, его коллегах по преподавательской деятельности в училище, даже просто знакомых.
На втором этаже дома-музея разместилась экспозиция, рассказывающая о Циолковском- учителе, его учениках, опытах, которые он любил проводить с ними. Удивительными для того времени были сами формы преподавания учебного материала, которые использовал полу-глухой учитель. Мы видим записи, сделанные его рукой, аккуратно разложенные личные вещи инструменты, так как Циолковский не терпел неаккуратности. Он очень ценил свое время и поэтому предпочитал не искать вещь, а брать ее с определенного ей места. Обстановка не богата, но все вещи хранят теплоту заботливых рук его жены.
В Боровск К. Э. Циолковский прибыл в январе 1880 года для того, чтобы стать учителем арифметики и геометрии в уездном училище. Поселился он в маленькой комнатке в доме священника Соколова. У Соколова была дочь – ровесница прибывшего учителя. Так сложилось, что уже в августе того же года Варя и Константин поженились. Венчаться шли пешком в церковь Рождества Пресвятой Богородицы за четыре версты. Торжества молодая семья не устраивала, даже венчались в обычной одежде.
Жизнь молодой семьи было трудной. Заработок у учителя был небольшим, часть из которого уходила на приобретение материалов для опытов. К. Э. Циолковский с раннего детства мечтал о покорении человеком космоса и стремился всеми силами помочь человечеству сделать первый шаг. Первая его рукопись, созданная в Боровске, «Теории газов» получила одобрение известного химика Д. И. Менделеева.
К. Э. Циолковский интересовала идея создания аэростата удлиненной формы. В 1886 году он заканчивает написание научного труда на эту тему, а местных жителей Боровска удивляет своими опытами. Так он создал «летающего ястреба», с размахом крыльев, порядка, 70 см. Летающий в небе ястреб привлекал внимание не только детей, но и взрослого населения города. Тем более, что ночью эта удивительная птица летала с фонарем. Вообще изобретения К. Э. Циолковского чаще вызывали удивление, непонимание, а порой и раздражение обывателей города. Так многие посмеивались над манерой ученого напевать во время своих прогулок, тем более, что пел он не популярные песни, а просто мелодии, которые зависели от его настроения. Или, когда ученый придумал сани с парусом, которые неслись по льду реки, обгоняя и пугая мирно тащащих сани лошадей. С удивлением смотрели на учителя, который, выбрав самый ветряный день, стал на коньки и, распахнув зонтик, мчался по льду реки со скоростью паровоза! Сам К. Э. Циолковский замечал насмешки далеко не всегда благодаря своей глухоте. В чем-то, именно она, позволяла ему сосредоточиться на работе, отключившись от всего мира.
Церкви Боровска
Сегодня в городе пять действующих церквей, причем, что может быть интересно для туристов, одна из них старообрядческая.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня (1814г.) Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописных памятниках, датированных 1650 годом. Тогда это был деревянный храм. В течение почти двух столетий он неоднократно перестраивался. Свой современный облик храм приобрел в 1814 году. Тогда благодаря денежным пожертвованиям прихожан был построен каменный собор. После революции храм был закрыт и на долгие годы утратил свое истинное назначение. Так в 1923 здесь была расположена МТС. Во время войны в 1941-1942 годах церковь довольно сильно пострадала. После войны в ней провели косметический ремонт и разместили «Институт экономики и права», который просуществовал в церкви до 1990 года, когда было принято решение о ее реставрации. Сегодня Церковь во имя Воздвижения Креста Господня приняла свой прежний вид, восстановлены купол и колокольня, проведены внутренние реставрационные работы.
Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (XVII-XIX вв.)
Благовещенский собор, по летописным источникам, был построен в 1715 году на месте, где прежде уже был деревянная церковь Николая Чудотворца. За свои триста лет существования Благовещенский собор претерпел множество изменений. Его несколько раз основательно перестраивали, достраивали и видоизменяли, так что до нас дошел собор далекий от своего первоначального замысла. Однако утрата своего древнего облика не сделало собор хуже. По архивным данным в 1819 году Благовещенский собор стал больше и красивее из-за пристройки к нему двух приделов Казанской иконы Божией Матери и, особо почитаемого на Руси Николая Чудотворца. Также в этом году была возведена колокольня. Сегодня Благовещенский собор – это главный городской собор. В нём хранится уникальная реликвия, датируемая XIV веком - резная деревянная скульптура Николая Чудотворца, а также еще одна деревянная скульптура святой Параскевы и икона преподобного Пафнутия - основателя монастыря, причисленного к лику святых. Храм располагается на городской площади.
Церковь Спаса Преображения на Взгорье (1804 г.) Этот храм был построен в самом начале 19 века. Вдохновителем и меценатом стал купец Василий Степанович Просвирьин из Москвы. Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней стала еще одним украшением города. Белая красавица хорошо была видна с окрестных улиц. Однако революционные преобразования страны, коснулись и ее. Церковь была закрыта, а в 1923году ее стали использовать в качестве мельницы. В первые годы войны (1941-1942), когда Боровск заняли немцы, храм стал использоваться, как склад оружия и немецкой амуниции. При отступлении фашисты стремились стереть с лица Русской Земли все ее красоты, поэтому они подожгли храм. Но церковь уцелела! После войны здесь устроили лавку по продаже керосина. Только в конце 80-х годов усилиями местных энтузиастов началась внешняя реставрация храма. И хотя церкви стремились предать первоначальный вид, но вплоть до 2002 года внутри здания продолжал располагаться склад городских коммунальных служб.
Старообрядчество. Церкви, часовни, храмы.
Не успели зажить «рубцы» нанесенные городу в Смутное время, как начались новые смуты. На этот раз рождалась смута в самом сердце государства, его вере. Вера, на протяжение нескольких веков объединявшая людей, после проведения никоновской реформы, расколола на два враждебных лагеря. Начались новые смуты.
После проведения церковной реформы, выделились старообрядцы, не желавшие менять свои устоявшиеся веками взгляды. Вдохновителем их стал протопоп Аввакум. В 1677-х годах его заключили в стенах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Тут же были заключены и известные в истории боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова. Мученики были заточены в холодные ямы, где и погибли.
Но, как церковь не пыталась «изжить» старообрядцев, ей это не удалось. Со временем «страхи и гонения» поутихли. Многие старообрядцы «вышли из подполья». В конце 19, начале 20 века им даже было позволено строить старообрядческие храмы. Есть такой храм и в Боровске.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 2-й старообрядческой общины был открыт в 1912 году. Это удивительно красивое и в то же время монументальное храмовое сооружение. Церковь выстроена на средства общины старообрядцев из белого камня. С большим центральным куполом, окруженном четырьмя малыми куполами. Над всем сооружением возвышается стройная белая колокольня. Верхний ярус колокольни, как и барабанная настройка под куполом имеют высокие узкие арочные окна. Нижний ярус колокольни содержит узкие высокие окна прямоугольной формы. После революции храм старообрядцев постигла та же участь, что и другие храмы и соборы города. В 1929 году Церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли. В 30-е годы ее отдали под гараж. Только в 21 веке храм начал свое возрождение. В 2006ггду его передали Старообрядческому девичьему монастырю. С этих пор церковь стали понемногу восстанавливать.
В память о разыгравшейся в 17 веке трагедии, в городе возвели Памятник-часовню боярыне Морозовой, княгине Урусовой и всем мученикам, пострадавшим за старую веру. Это небольшая белая часовенка с луковкой куполом и иконой над входом. Часовня как бы символично поделена на две части: верх и низ. Верхняя часть символизирует жизнь вечную и устремление к божественной истине. Нижняя часть часовни (подвальная) – это напоминание о той яме, в которой должны были закончить свои дни борцы за старую веру: боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, ее сестра княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. В подполье ведут узкие крутые ступени. В часовне, посвященной памяти сестер, пострадавших за веру находится надгробная плита с могилы, перенесенная сюда с их могилы.
Старообрядческий храм во имя Всех Святых
Храм этот построен старообрядцами и принадлежит Всесвятской общине. Деятельность этой общины связана с объединением всех старообрядцев. Так в Боровске, несмотря на гонения, всегда жили старообрядцы, придерживаясь своей веры и образа жизни. Очень долго у старообрядцев города не было своей церкви. Молиться приходилось в домах. Долгое время таким пристанищем для общества стал дом на улице Ленина (когда-то Успенской). Только в 1905 году, после выхода закона о свободе вероисповедания, старообрядцы перестроили свой молельный дом в храм. После революции и этот храм старообрядцев постигла та же участь, что и другие церкви города. В 1929 году Храм во имя Всех Святых был закрыт. Поскольку здание было добротным и имело большое центральное помещение, в нем разместили «Дом соц. культуры». До сих пор, в бывшем помещении храма старообрядцев, размещается Центр искусств – один из отделов районного Дома культуры.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1-й старообрядческой общины (1908 г.)
Долгое время старообрядцы испытывали гонения от властей. Только в 1905 году, после выхода закона о свободе вероисповедания, они смогли открыто молиться и даже строить старообрядческие храмы. Так в 1908 году, всего за три года, был построен удивительно красивый храм из красного кирпича. Освящен он был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ярко красное здание с небесно- голубыми куполами и ярко сверкающими позолоченными крестами. Выстроен храм в стиле позднего барокко. Несомненной чертой этого стиля является наличие на стенах всевозможных украшений, ниш, выгнутостей. Колокольня, гордо возвысившаяся над всеми постройками, была пристроена к церкви позже, в 1914 году. Храм расположился в живописном месте, если смотреть на него с возвышения, то открывается красивая панорама, в центре которой находится церковь, окруженная деревьями, растущими на склоне соседнего холма.
Удивительно, но храм действовал даже после революции. Он был закрыт только в 1940 году, когда в нем было решено устроить деревообделочная артель. После захвата Боровска немецкими войсками, в церкви устроили лагерь (тюрьму) для пленных русских. После окончания войны, церковь стали использовать в качестве амбара для хранения зерна и овощей. Позднее храм старообрядцев передали в ведение инкубаторной станции. Только в 1990 году Церковь Покрова Пресвятой Богородицы вернули старообрядческой общине, которая до сих пор существует в Боровске. В апреле этого же года церковь осветили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба
Храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба является украшением Боровска. Золоченые купола церкви видны издали. Оказавшись на центральной площади города, вы с легкостью сможете отыскать эту церковь.
Храм Бориса и Глеба очень красив. Вероятно, символично, что он выкрашен в ярко-красный цвет – цвет пролитой братской крови. Борис и Глеб – это сыновья великого киевского князя Владимира. Они были жестоко убиты по приказу их брата Святополка, желавшего захватить освободившийся после смерти Владимира престол.
Церковь эта довольно старая. Точную дату ее возведения пока не выяснили, сохранились лишь данные о том, что во время 1610 года она сильно пострадала от войска Лжедмитрия II. В 1704 году прихожане собрали достаточно средств для восстановления храма. Был возведен каменный собор. Именно таким мы видим его и сейчас.
Храм имеет трехчастное строение. Первая и вторая части снабжены окнами, окруженными ярко белыми наличниками, выполненными в стиле старорусского московского узорочья. Верхняя часть церкви, так же имеет белые украшения в виде арочных проемов, выполненных в виде перспективных порталов. Храм имеет эффектные многорядные белые карнизы.
Храм Бориса и Глеба - пятиглавый с ярко горящими на солнце куполами. Рядом с церковью устремилась вверх стройная колокольня. Традиционный четверик колокольни был достроен небольшим навершием. По краям колокольню украшают белоснежные парные колонны.
После революции храм был закрыт и заброшен. Его реставрация началась только в 1985 году, когда Борисоглебский храм был признан памятником архитектуры 18 века. Только в 1991 году церковь вновь была освящена и передана верующим.