Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Калужский Свято-Лаврентьев монастырь

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь обязан своему появлению юродивому Лаврентию. О нем сохранилось не так уж много сведений. По одним источникам, он происходил из высокого боярского рода Хитрово. Летописи сохранили воспоминания о том, что Лаврентий завсегда ходил босым, даже в самые лютые морозы, питался, чем Бог пошлет, да, что добрые люди дадут. Одежда на нем была самая простая – рубашка да тулуп из овчины. Блаженный Лаврентий однажды спас Калугу. Произошло это в 1512 году, когда на город напали  племена крымских татар. Лаврентий так воодушевил народ своими речами, что жители и гарнизон осаждаемого города, дали отпор захватчикам и победили. Калужский князь и  его дружина, при этом, практически, не понесли потерь. А через три года, как повествует летопись, праведный Лаврентий покинул сей бренный мир. Его похоронили  в храме Рождества Христова, который был особо любим Лаврентием. Судя по одним источникам, во второй половине 16 века он был причислен к святым, а по другим – это произошло в начале 17 века.
Именно, кончина блаженного Лаврентия послужила толчком к созданию обители. Калужский князь Симеон решил на месте, где Лаврентий воодушевлял дружину на подвиги, построить иноческая обитель. Поначалу она называлась «Рождественской». Но уже очень скоро ее название изменилось на «Лаврентьевскую».  Канонизированный святой так и изображается на иконах с секирой. Почему? Иконописцы, не желая отходить от образа, изобразили Лаврентия таким, каким он явился к князю перед сражением, и каким был во время славной битвы. 
Монастырь быстро разрастался и приобретал славу. Царь Иоанн Грозный посещал его трижды, подолгу задерживаясь перед иконой Лаврентия. Посещала сей монастырь и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Вообще вся история становления и развития монастыря тесно связана с историей самой Калуги. Монастырь помнит многие легендарные события прошлого. Так здесь укрывался Лжедмитрий II в 1610 году. А в 1617году у стен Калужского Свято-Лаврентьева монастыря произошло великое сражение войска русского,  командующим которого был князь Пожарский с войском польским, подчинявшимся королю Сигизмунду. В результате этих военных действий обитель Лаврентия была разорена. Восстановление ее началось только  в 1622 году. А с середины 18 века (1732 год) обитель начинает каменное строительство. По дошедшим до нас историческим источникам, в 1764 году, согласно духовным штатам, в обители был настоятель, 11 монахов-иноков, 8 служителей и один вольный писарь. Монастырь, к этому времени, причислили к третьему классу. В 1776 году в обители было решено открыть духовную семинарию. Для этого на территории монастыря был построен специальный корпус. Семинария просуществовала здесь недолго, всего до 1800 года.
Когда же в 1799 году в Калуге была учреждена Калужская епархия, то монастырь стал ее летней резиденцией. На территории монастыря к началу 20 века было несколько каменных строений. Из них три церкви. Самая древняя (1650 г) – это собор Рождества Пресвятой Богородицы, который имел два этажа. На первом располагался теплый престол. Удивительно, что его освящали три раза. Первый раз - в честь св.мученика архидиакона Лаврентия. Это произошло, судя по летописям, в  1650 году. Второе освещение предела было проведено в 1790 году в  честь св. Григория Неокесарийского и пр. Никона Радонежского. Третье освещение произошло в 1855 году, и было проведено в честь праведного Лаврентия. Второй этаж храма первоначально был выстроен из дерева, но после сильнейшего пожара, произошедшего 1739 году, был перестроен каменным. Деньги на строительство выделил А.А. Гончаров. Второй этаж храма также имел два престола. Один был посвящен Рождеству Христову, а другой  - Вознесению Господню. Кроме этого соборного храма, в 1723 году на территории монастыря выстроили надвратный храм. Его освятили в тот же год в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм, по своей принадлежности, стал местом моления для монастырских крестьян, по своей сути, это был приходской храм, куда приходили на молитву жители близлежащей слободы – Подзавалье, а также недалеко расположенной деревеньки Турынино. Третий храм на территории монастыря был возведен в 1823 году. Находился он при архиерейских покоях, и был, своего рода, домовым храмом. Осветили его в том же году в честь пр. Сергия Радонежского. Есть на территории монастыря и некрополь, куда были похоронены многие известные люди города.
Помимо храмов, на территории Калужского Свято-Лаврентьева монастыря есть еще комплекс монастырских построек. К ним относятся: каменная колокольня, построенная в соответствии с нормами того времени, корпуса и  отдельные кельи для монастырской братии. Монастырь окружала каменная стена, имевшая 4 угловые башенки. До сих пор частично сохранилась липовая аллея, посаженная в 1809 году. Кроме лип в старом парке сохранились березы, дубы и  вязы.  Монастырь очень красив. Особенно в весеннюю пору, когда начинают цвести сады, расположенные за монастырскими стенами. Сохранился и старинный пруд с плотиной.
После революции монастырь был закрыт. Теперь вместо монахов, здесь расположились пехотно-командные курсы Калуги. А в 1920 году здесь устроили лагерь принудительных работ, где содержались политические, с точки зрения большевиков, заключенные. Вместе с ними были поселены обычные уголовники, а позднее добавились и военнопленные. Кощенства на этом не прекратились, в 1921 году были разбиты и разломаны все надгробия некрополя. А это были уникальные скульптуры. Уникальная роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы была закрашена. В 1929 году было принято решение партийными работниками об уничтожении монастыря.  Был снесен Христорождественский храм. Корпуса, где проживали монахи, были отведены под школу, а вся территория застраивалась жилыми домиками-времянками.
Только в 1991 году монастырская территория была причислена к памятникам местного значения. 1994 году Калужской епархии передали все, что осталось от некогда большого и почитаемого монастыря. В этом же году здесь образовали Архиерейское подворье.

Герб Калуги. 

Впервые герб Калуги появился в 1777 году, после посещения города  императрицей Екатериной II. Она же и утвердила 10 марта герб города. Он представлял собой голубой щит, который посередине пересекает серебряный переклад. Переклад этот изображен не прямо, а с волнами, небольшими изгибами, так как символизировал  реку Оку.  В верхней части герба была расположена  золотая корона – символ царской власти, наместничества, утвержденного в Калуге.
В 1859 году гербовой щит города претерпел изменения. Историки обнаружили такое описание герба, как общий зеленый фон, на котором в середине. По принципу первого герба, изображена серебристая лента, означающая. Вероятно, Реку Оку. Над ней – золотая корона. Над щитом еще одна стенчатая корона, с двух сторон к ней «крест- накрест» расположены золотые молотки. Их обвивает Александровская  лента. Историки считают, что этот вариант герба Казани не был официально не утверждён
Уже в советские времена в изначальный герб города были внесены изменения. Голубой щит с серебряной рекой Окой сохранился, а вот вместо короны поместили изображение серебряного спутника земли. Вероятно, причиной тому было участие Циолковского- жителя Калуги, его вклад в дело космонавтики. 
В 1990 году вновь был принят первоначальный проект герба Калуги. А в 2000 году принят окончательный вариант символа города. Теперь герб Калуги представляет собой голубой щит, который посередине пересекает серебряный переклад. Переклад этот изображен не прямо, а с волнами, небольшими изгибами, так как символизировал  реку Оку.  В верхней части герба была расположена  золотая корона. Учтен и великий вклад жителя Калуги – выдающегося ученого -Константина Эдуардовича Циолковского, являющегося родоначальником космонавтики, а также всех наших космонавтов. В честь этого, гербу Калуги добавили красную памятную ленту с надписью - девизом: «КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ». Помимо девиза, через нижнюю часть ленты пролетает спутник земли. Его стилизованное изображение  выполнено серебряным цветом. Такой герб нашел в себе отражение всей истории города с древнейших времен и до современных реалий. Основной цвет герба также символичен, он отражает честь и славу, преданность делу, истину, и, конечно же, небо. Красный цвет ленты – это символ красоты и мужества, справедливости и жизни. Серебряная река и первый спутник земли, изображенные на гербе, в цветовом понимании имеют символ мудрости и мира, взаимосотрудничества и благородства. Золотой цвет короны – это символ величия и прочности, а также великодушия и интеллекта


Краткая история города.

Калуга — большой город с древней историей. С 1944 года он становится центральным городом Калужской области. Сегодня население города составляет почти 330 тысяч человек. Сам город расположился на холмах вдоль  реки Оки.
По исследованиям историков и археологов можно предположить, что  первые поселения, обнаруженные на месте современного города, говорят о заселении этого района уже в период от 7000 - 5000 лет до нашей эры. Ясно одно, что со временем эти земли были заселены славянскими племенами. Вятичи проживали на этих местах уже ни одну тысячу лет. 
Первые упоминания о самом городе можно найти в  «Грамоте  князя литовского Ольгерда»,  (1371 год), в  который писал он о том, что  Московский князь Дмитрий лишил его  многих городов, в том числе, и Калуги патриарху Филофею в Константинополь. Другое упоминание о древнем городе встречается  в 1389 году  в «Духовной грамоте», написанной князем Дмитрием Ивановичем, в коей говорится о передачи земель, в том числе, и Калуги сыну - Андрею. 
Калуга издавна была частью Московского государства, служа крепостью на его окраине. Многие важные события истории нашего государства нашли отражение в истории древнего города. Так в 1380 году дружина Калуги выступила с основным войском  Дмитрия Донского, и храбро билась на  Куликовом поле. А в 1480 году была одержана окончательная победа над татаро-монгольским игом. И Калуга стала форпостом – крепостью, защищавшей рубежи Московского государства с юга и запада. Только в 14 веке Калуга трижды отражала натиск литовских князей, вставая у них на пути непреодолимой преградой, не позволяющей продвигаться к Москве. На протяжении последующих веков Калуга часто сдерживала неприятеля, выдерживая многократные осады и штурмы. Не раз город был разрушен. Но, как феникс, он всегда вставал из пепла. Не обошли стороной Калугу и Смутные времена. Именно здесь в 1610 году  был убит Лжедмитрий II. 
В 1708 году город входит в Московскую губернию в результате проведения реформ, касающихся губернского управления. 
 Очень многое изменилось для города, после посещения его императрицей Екатериной Великой. Она посетила Калугу в 1775 году. Город ей понравился. В результате ее высочайшего соизволения в 1776 году  Калуга из провинциального городка преобразуется в губернский город. Для дальнейшего развития города, это имело немаловажное значение. Согласно новому указу, в состав губернии вошли 12 уездов. Уже тогда в городе проживало порядка 17 тыс. жителей. Екатериной II также был утвержден «регулярный план», по которому следовало производить застройку города. Калуга становится процветающим городом, ее годовой бюджет по обороту соизмерим с бюджетами  столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно «регулярному  плану», в Калуге расширяется строительство, в том числе,  каменное. Новые постройки, ведущиеся по всему городу, стимулировали развитие кирпичного производства и выпуска художественных печных изразцов. Таким образом, уже к концу 18 века в городе действовало 120 предприятий. А в 1777 году здесь был открыт драматический театр. 
Но 18 век принес Калуге не только процветания. Были годы, когда из-за голода население города уменьшалось, чуть ли не в половину. Особо страшными были годы 1723 и 1737. Другим бедствием были пожары. Самые сильные из них, произошедшие в 1742, 1756 и 1761 годах, практически полностью уничтожили город.  Даже чума не обошла его стороной, 1771 год, ставший  «черным» в истории города.
Отечественная война 1812 года также стала частью истории города. Калуга становится надежным тылом, поставляя продовольствие, одежду, фураж, денежные средства для русской армии. Многие жители города становятся в это время воинами ополчения или регулярной армии.
Революция не обошла город стороной. Население разделилось на белых и красных. Эти годы для Калуги, как впрочем, и для многих других городов России, нельзя назвать легкими. Рушатся старые традиции, закрываются и уничтожаются храмы, гибнут люди.
Великая Отечественная война стала еще одним испытанием для жителей города.  В 1941 году город был оккупирован немцами. Оккупация не продлилась долго, но при отступлении фашисты разрушили 196 зданий. Можно сказать, что освобождение Калуги, было своего рода поворотным моментом в войне, когда наши войска перестали отступать и понемногу двинулись к победе. 
Уже в 1944 году была образована Калужская область. Калуга стала ее центром. 
Калуга известна многими выдающимися людьми. Здесь жил и работал основоположник космонавтики Константин Циолковский, математик Чебышев, поэт Булат Окуджава… Город славен и своей историей, и своими людьми, и своими достопримечательностями.




Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. 
Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Свято-Тихонова Пустынь имеет долгую историю. Даже название свое за период существования пустынь меняла несколько раз. В древние времена, по летописям, она называлась Малоярославецкой.  Такое название пустынь имела довольно долго, но в 18 веке произошло его изменение на Медынскую пустынь. И только в 19 веке она получила свое современное название «Калужская Свято-Тихонова». Откуда же взялось такое разнообразие? Объяснить это взялись историки, они считают, что такое непостоянство в наименовании объясняется просто: земли, на которых стояла обитель, принадлежала разным городам.
Первые сведения о пустыне относятся к 15 веку, точнее к его второй половине. По записям, сделанным в церковных книгах, следует, что основана она была  преподобным Тихоном Медынским, которого почитают, как Калужского чудотворца. Документального материала о первых годах жизни обители не осталось. Известно только, что первоначально в монастыре был возведен Успенский собор и небольшой храм «Трех Святителей». Святители, в честь которых был возведен этот храм, были особо почитаемы на калужской земле. Это Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
В Смутное время войска Лжедмитрия II разграбили и сожгли монастырь. Только в 17 веке его восстановили. Поначалу его передали Донскому монастырю (1684 год), а в 1764 году Тихонова пустынь стала независимым монастырем. Понемногу развиваясь, обитель в 19 веке вступила в период своего расцвета. Свято-Тихонова Пустынь в это время часто посещается Оптинскими старцами. И, благодаря  их попечению, в обители было насаждено старчество. Старцы монастыря привлекали  верующих, которые шли к ним за исцелением и советом  и получали его. Так особо целебным был признан святой источник у раки пр. Тихона.
В 20 веке Свято-Тихонова Пустынь насчитывала 226 человек братии. На территории обители было возведено 7 храмов. Один из них Преображенский собор. Строительство его, судя по историческим заметкам, начали в 1677 году. Собор был задуман, как  величественное каменное здание, вмещающее большие хоры. По проекту собор представлял собой уникальное величественное строение в 3 света в форме креста. Собор имел пять глав, каждая из которых была увенчана золотыми крестами, горящими в солнечных лучах. Позднее к Преображенскому собору пристроили 2 придела. Один в 1756 году  - святителя Николая Чудотворца. Второй нескольким десятком лет позже – в 1790 году. Освящен этот придел был в честь епископа Амафунтского. Собор дважды перестраивался с целью улучшения. Первый раз  в 40-х годах 19 века, а затем через тридцать лет, где-то в промежутке между 1879 и 1886 годами. Собор был не только величественен с наружи, но и вместителен изнутри. Длина  его составляла, порядка, 25 метра, а ширина – немногим более 22 метров. Преображенский собор – был главным храмом монастыря. Поэтому в нем находилась самая важная святыня обители - мощи пр. Тихона Калужского. Даже в Смутное время, когда многие храмы были разграблены и сровнены с землей, братия монастыря укрыла святые мощи, схоронив их в земле.
За  пределами монастыря тоже было построено несколько храмов. Один из них это - Храм Божией Матери «Живоносный источник», он был основан  в 1887 году. Построен на, считающимся чудотворным и лечебным, источнике преподобного Тихона.  По преданию, на этом месте сам Тихон выкопал колодец, вода в котором приобрела целительную силу. Храм этот был деревянным, выстроенным в форме креста. Рядом с ним расположились мужская и женская купальни. Именно этот чудесный колодец и привлекал паломников из разных мест России.
Когда-то здесь рос старинный раскидистый дуб. Дерево это было любимым местом уединенной молитвы Тихона, который проводил в его дупле долгие часы, а порой и дни.  Паломники старались прикоснуться к святыне, и взять с собой частицу дерева, также как и колодец, несущего исцеление. Исполинский дуб в 1830 году был свален разбушевавшейся грозой. На его месте в 1838 году монахи  построили часовню, где хранились остатки могучего дуба-целителя.
В Сретенском скиту, расположенном в 8километрах от монастыря  возвели два храма. Один - в честь Сретения Господня, второй – «Калужской иконы Божией Матери.  Храм Сретения Господня имел двухъярусную колокольню, нижняя часть которой была представлена аркой с боковыми пристройками, Сам храм был небольшим и имел форму креста. Для иноков были построены жилые корпуса.
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы  помимо храмов, имел и другие постройки. На его территории было 5 братских корпусов, отдельный каменный корпус занимал настоятель храма. Была при монастыре и больница с домовым храмом. Отдельно располагалось здание трапезной. К которой подходил монастырский сад. Братия вела обширное хозяйство. На территории монастыря были и хлебопекарня, и свой собственный свечной завод, и множество хозяйственных построек разного назначения. Помимо братии, на территории монастыря проживали и монастырские работники. Для них был построен отдельный корпус. Учитывая интересы паломников, на монастырской территории были построены 3 гостиницы и странноприимный дом.
Вся  территория монастыря была обнесена каменной оградой. На углах, которой были выстроены жилые  башни. 

Католики в Калуге

Так уж повелось исстари, что земли, на которых строит нынче Калуга,  некогда были спорными территориями. Польское королевство не раз стремилось захватить их.  Пограничное положение с католической Польшей внесло свои особенности в русский православный город. 
Уже в 15-16 веках, по историческим летописям, можно судить, что в Калуге была слобода  для иноземцев. Эта особое поселение именовалось Куковой слободой. В Смутное время, именно здесь расположилось иностранное войско Лжедмитрий II. Здесь же, в это время, жила и известная истории авантюристка - Марина Мнишек.
Католики во все времена проживали в городе. В 18 веке Калуга становится местом ссылки для сенатора Каэтан Солтык, польского гетмана Вацлава Ржевуского и епископа католической церкви - Юзефа Залуского. В 19 веке Калуга стала местом картирования воинских частей. Поскольку многие солдаты и офицеры, проходившие здесь службу, были поляками, в городе были разрешены проведение католических богослужений, исполняемых капелланом. В те времена в городе уже постоянно жила община католиков. Так в 1868 году в Калуге было разрешено открыть часовню, в которой могли бы совершать богослужения по католическим правилам. Удивительно, но в период с 1852 года по 1862год в Калуге был  назначен губернатором В.А. Арцимович, принадлежащий католической вере.  Самый крупный пивоваренный завод Калуги, в те времена, также принадлежал католику М.М. Фишеру. Может быть, вы не знаете, но отец знаменитого теоретика космонавтики К.Э. Циолковского тоже был католиком. К 1863 году в Калуге и ее окрестностях община католиков насчитывала более 350 человек. Католическая община давно мечтала о своем храме, неоднократно посылая прошения в Министерство Внутренних Дел.  Вдохновителем католического движения, можно назвать, сосланного в 1863 году в Калугу  католического священника Казимира Рогазевича. В 1869 году в городе открывается самостоятельный католический приход. Численность католиков в губернии, к этому времени, приближается к полутора тысячам. Только в городе их 772. Большую роль в истории католического прихода сыграл Пётр Саницкий – священник католической церкви. К концу 19 века в городе проживало уже 1577 католиков. События Гражданской войны привели в Калугу новых членов католической общины из числа военнопленных. Но сами изменения, происходившие в стране, существенно снизили количество католических семей, проживающих в городе. Их осталось  к 1922 году  только 25.  А к 1936 году в Калуге католический приход был полностью упразднен. Свою деятельность он возобновил лишь в  90-х годах.  А в 1996 году был построен католический храм «Святого Георгия Великомученика и Франциска Ассизского»


Калужский соборный храм в честь великомученика Георгия 

Свою историю храм начинает в 1701 году. Как гласит легенда, построен он был Иваном Кирилловичем Коробовым - земским старостой. В те времена он назвался: храм великомученика Георгия «за верхом», что означало – «за оврагом». Это один из древнейших памятников архитектуры Калуги. До 1917 года храм, возведенный в честь великомученика Георгия, не являлся собором. Только в 20-е годы Георгиевский храм получил новый статус - собора кафедрального, который после революции 1917 года имел несколько иную судьбу, в отличие от большинства церквей и соборов Калуги. Мало того, что он не был закрыт,  и в нем проходили богослужения, в 1960 году Георгиевский собор был признан памятником архитектуры республиканского значения. 
В 1950 году в соборе произвели ремонт: подновили роспись стен и купола, заделали сам купол. Следующий этап реставрационных работ был проведен в соборе во время подготовки России к празднику тысячелетия Крещения Руси. Теперь были произведены и внутренние и внешние отделочные работы. Георгиевский собор вновь засиял всеми красками. Стены его выкрасили в темно-красный цвет с белой отделкой карнизов, оконных арок и прочих украшений фасада. Полностью заменили  обветшавшее покрытие куполов, установили новый позолоченный крест. Внутри храма реставраторы подновили уникальную стенную живопись.
В 1990 году здесь была основана воскресная школа для детей. Это была первая воскресная школа в Калужской епархии, открытая после семидесятилетнего перерыва.  
Георгиевский собор представляет собой двухэтажный каменный храм. Рядом с ним расположена трехъярусная колокольня с шатровым куполом.  На крыше колокольни есть круглые и двойные четырехугольные слуховые окна. Колокольня имеет очень красивый праздничный вид, который ей придают архитектурные детали. Это прекрасный образец архитектурного типа 18 века.
Сам собор построен в стиле московского барокко. Собор величественный пятиглавый, его высота превышает сорок метров, а длина – тридцать.  По краям второго этажа  на четырех арках романского типа расположены галереи, дающие дополнительное освящение. Первоначально они были открытыми, но  в 1776 году их покрыли кровлей. Уже в советские времена галерею застеклили. В соборе стены второго этажа украшены крестами. А сам собор по периметру обведен зубчатым поясом. Кровля четырехскатная. 
Внутренняя роспись храма, как свидетельствуют записи, выполнялась в разные годы. Самые ранние рисунки были нанесены на стены в 1766-1767 годах.  Следующая подрисовка и реконструкция проводилась в  период с 1880 по 1881год. Вероятно, были и более позднии подновления. 
Особая гордость храма – это Пятиярусный иконостас, расположенный в верхнем храме, и относящийся к периоду 1770-1780 годов. Выполнен он так же, как и здание храма, в стиле барокко.
В Георгиевском соборе  сейчас помещена главная святыня всей Калужской земли – «Калужская икона Божией Матери», считающаяся чудотворной.  В верхнем храме собора есть еще одна святыня Калужской земли -  «Иерусалимская икона Божией Матери», относящаяся к  1740 году. 

Учреждение самостоятельной Калужской епархии

На территории, где сейчас стоит Калуга, в давние времена проживали племена Вятичей. Крещены они были в период ХI - ХV века. Но самостоятельной епархии здесь не было.  Калужская земля оставалась долгие годы малозаселенной. В этом и была причина того, что отдельная епархия не была создана вплоть до 18 века. Первоначально земли Калуги и окрестностей относились  к Черниговской епархии. Татаро-монгольское нашествие практически полностью уничтожило Чернигов, и в результате Калужские земли попадают в ведение Брянской епархии. Впервые мысль о создании самостоятельной Калужской епархии высказал царь Феодор Алексеевич. Но этот проект не был осуществлен еще долгие столетия. Вновь вопрос о создании Калужской епархии был поставлен  после издания императрицей Екатериной Великой «Положения о губерниях или наместничествах…» в 1775 году. В связи с этим у Святого Синода появились новые резоны создания епархии в Калуге. В 1784 году в Святого  Синоде детально рассматривался вопрос о епархиях и подчиненных им храмах. Оказалось, что  церкви, храмы и соборы новой образованной Калужской губернии входили в состав нескольких епархий, по документам того времени, их количество было четыре! Такое деление было, весьма, неудобным. Вопрос о создании новой епархии был решен!
Так в 1799 году бала образована Калужская епархия. Но это было представлено таким образом, что Калужская епархия должна была заменить Дмитровскую  епархию, при этом епископом Калужским должен был стать епископ  бывшей Дмитровской епархии. Это вносило некую двойственность.  Это понималось всеми. И всего через пять дней после назначения на епископство епископ Дмитровский был переведен в Казань. Епископом же Калужским становится Феофилакт.