Усадьба Белкино
Одной из достопримечательностей города Обнинск является Усадьба Белкино. Ее история начинается с 15 века, когда ее владели бояре Белкины. В 16 веке деревня уже принадлежит роду Годуновых. Еще через сто лет Белкино с окрестными землями переходит во владение князей Долгоруких. Как загородная усадьба, Белкино начинает выступать с 1741, когда перейдя во владение Воронцовым, переживает крупномасштабные видоизменения. В Белкино строится просторный каменный дом в классическом стиле, каменная церковь и создается парк. Сегодня Белкино – это часть города Обнинска. До сих пор можно видеть остатки былого величия усадьбы. Частично сохранился парк с каскадом прудов и аллеями, каменный дом и здание церкви.
Долгое время усадьба была заброшена и постепенно разрушалась, парк зарастал. Жители Обнинска многие годы пытались привлечь внимание энтузиастов к восстановлению уникального исторического памятника. Начало нового века принесло существенные сдвиги в решении этого вопроса. Культурно-экологический фонд «Усадьба Белкино» уже сделал очень многое. Были расчищены каскадные пруды, приведен в порядок парк, построена беседка на изгибе пруда.
Когда-то усадьба была похожа на дворец. Весь ее ансамбль подчинялся строгим правилам классицизма. Характерной особенностью этого направления можно считать простоту форм, за которой выступает величественность, четкая симметричная планировка, некая разумная закономерность, создающая гармонию форм.
Представим себе, как выглядела усадьба в момент своего расцвета.
Так парк усадьбы разделен на две части. Регулярная часть парка имела строго симметричные дорожки, посыпанные гравием. Аллеи насаженные исключительно липами, так как эти деревья хорошо поддавались обработке садовника. Их кронам придавали шаровидную форму. Даже сейчас в сохранившейся части парка на старых липах можно увидеть следы деятельности искусных садовников, примерно на четырехметровой высоте хорошо заметно, что деревья подвергались формообразованию. Холм, который вел от пруда к Заячьему оврагу, был видоизменен, перестройкой в виде террас. Каждая терраса имела в своей центральной части пруд. Террасы спускались в виде огромных ступеней. А пруды, расположенные на них, имели систему водостока. В результате появился удивительно красивый каскад из прудов. На этом каскаде были высажены липы, образующие аллее регулярного парка.
Кроме регулярного парка, имелся в усадьбе Белкино и пейзажный парк. От регулярного парка он отличался своей, якобы, непринужденностью. Дорожки здесь были не прямыми, а извилистыми, которые должны были создавать впечатление самопроизвольных, но и они тщательно планировались с таким условием, чтобы выводить гулявших по ним к самым красивым местам усадьбы. Каждое дерево, каждый кустик планировались для посадки заранее. Первоначально план парка составлялся на бумаге, а затем с математической точностью переносился на участок земли.
Сама усадьба сейчас практически полностью разрушена, но исследователи восстановили ее первозданный вид. Это было трехэтажное здание, выстроенное в классическом стиле, то есть представляло собой практически правильный квадрат. Никаких лепнин и дополнительных украшений. Простота и величие. Здание, не имея сложных внешних украшений, тем ни менее было очень красиво. В роли украшений выступала облицовка с рельефной поверхностью. Это был прием, используемый в архитектуре раннего классицизма, позволяющий каменному строению выглядеть монументально и величественно, сохраняя при этом простоту. Кроме облицовки строителями были использованы такие приемы, как устройство промежуточных филенок на фасаде здания. Они обычно окрашивались в белый цвет, тогда, как само здание было желтым. В те времена это считалось наиболее верной комбинацией цветов, так как желтый цвет ассоциировался с золотом. Главный вход был просто оформлен четырьмя деревянными колоннами, на которых крепился балкон второго этажа. Крыша была четырехскатной. Внутри здания также четко были распланированы все помещения. Первый этаж представлял собой хозяйственные помещения и имел сводчатый потолок. Второй этаж представлял собой анфиладу комнат, все они были проходными, и поэтому можно было, с легкостью, обойти внутри весь доим по периметру. Здесь же размещался двусветный зал, он был огромным по размерам, даже не имея потолка на уровне второго этажа, уходил вверх под крышу сквозь третий этаж. На третьем этаже располагались жилые комнаты. Усадьба предназначалась для жилья только в теплое время, поэтому печей здесь не было, только в зале был построен камин.
Рядом с домом, симметрично по обеим его сторонам располагалось два двухэтажных флигеля. Они были местом жилья для прислуги, а также имели хозяйственное назначение. Перед домом, в традициях классицизма, была спланирована круглая клумба, прорезанная дорожками-лучами. Точно напротив главного входа в особняк, были размещены въездные ворота, по бокам которых, были сооружены два одноэтажных здания, имеющих «Г»-образную» форму. Весь ансамбль составлял единое целое.
Помимо особняка на территории усадьбы Белкино была и церковь. Выстроена она была в том же стиле. Рядом с церковью была колокольня и трапезная. Церковь представляла собой обычный восьмерик расположенный на четверике. Внутри ее стены, первоначально были расписаны сценами из мифов, покрыты узорами из переплетенных цветов и листьев. Позднее эти рисунки были закрашены. На куполе появились ангелы. По задумке архитектора, церковь должна была выглядеть, как один из павильонов общего архитектурного ансамбля, поэтому можно предположить, что церковь, как и основные постройки, была выкрашена в желто-белый цвет.
Хочется надеяться, что этому архитектурному памятнику вернут его былое величие.
Музей истории города Обнинска (Достопримечательность)
Музей истории города Обнинска выполняет сразу несколько функций. Это и историко- краеведческий музей города, и художественный музей, и в то же время большой выставочный зал Обнинска. Открытие музея состоялось в 1965 году энтузиастами города. Музей тогда располагался в полуподвальном помещении и функционировал на общественных началах. Менее чем за десять лет он собрал отличную коллекцию экспонатов. И в 1967 году становится филиалом Калужского краеведческого музея. А уже через два года музей Обнинска получает свое отдельное помещение на первом этаже общежития строителей. Работники музея все эти годы вели активную поисковую краеведческую работу. И вот в 1970 году музей снова отмечен, ему присваивается статус самостоятельного музея с профилем «Краеведение». 1992 год стал для музея особо знаменательным, так как в этом году для него было построено специальное здание, учитывающее все нужды музея. И если до этого времени сотрудниками музея были 5 человек, а в некоторые годы и всего три, то с открытием музея в новом здании, количество сотрудников музея возросло. Переезд в новое здание позволил музею расшириться, появились новые отделы музея. Музей истории города Обнинска постоянно организует тематические выставки, как краеведческого, так и художественного профиля. За годы своей деятельности музей собрал довольно обширный фонд музейных экспонатов, который насчитывает более 21400 единиц хранения.
Что можно увидеть на экспозициях Музея истории города Обнинска? Конечно же - это музейные экспонаты краеведческого направления. Здесь можно ознакомиться с археологическими находками, обнаруженными на берегах реки Протвы, исторические материалы по истории знаменитой усадьбы 18 века Белкино, предметы крестьянского быта, представленные в основном предметами периода 19-20 веков. Здесь же можно ознакомиться с документы, историческими справками, выписками, дневниковыми записями, связанными школой-колонией «Бодрая жизнь», организованной для беспризорных детей. Музей истории Обнинска хранит и документы, связанные с деятельностью знаменитых педагогов Шацких. Есть здесь и материалы об «Испанском детском домом № 5», организованном в период с 1937 по 1941год. Довольно много сохранилось документов о Великой Отечественной войне. В большинстве своем эти документы имеют краеведческое значение. Довольно широко представлена в музее и информация, связанная с Обнинском, как городом науки.
Художественные коллекции музея включают порядка 2500 единиц работ, выполненных в техниках графики и живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Интереснейшими являются такие экспонаты музея, как «Спас Вседержитель» - икона периода конца 19 века, литография 1818 года - портрет П. Д. Бутурлина Ореста Кипренского, две работы Петра Обнинского: «Автопортрет» и «Свидетель», выполненные карандашом на бумаге и датированные 1865 и 1872 годами, несколько портретов А. А. Бутурлиной, датированных началом 19 века, работы таких художников, как Пётр Кончаловский, Михаил Кончаловский, Анна Трояновская…
Есть в музее и уникальная коллекция тканей и народных костюмов, которая постоянно пополняется.
Музей проводит обширную выставочную деятельность. Своего рода – это вернисаж города. Для проведения выставок в музее есть огромный выставочный зал (210 кв. м), оснащенный современным оборудованием и разными уровнями подсветки. Здесь проходят выставки работ, как обнинских художников, так и мировых шедевров живописи, графики и скульптуры.
Усадьба Бугры. Пётр Кончаловский.
Хутор «Бугры» расположился в холмистой местности. Этим, очевидно, и объясняется его название. Бугры в 19 веке принадлежали Обнинскому Петру Наркизовичу и его жене. В семье Обниского было пятеро детей, поэтому, когда родители стали делить между ними имущество Хутор «Бугры» перешел по старшинству дочери Анне Обнинской. Анна стала женой врача Ивана Ивановича Трояновского, который был членом правления «Общества Московско-Киево-Воронежской железной дороги»- крупной акционерной компании. Вероятно, именно ему принадлежала идея названия железнодорожного разъезда Обнинское, так безымянному разъезду №15, расположившемуся у хутора, было присвоено имя семьи, владевшей, к этому моменту времени, большей частью земель, располагавшихся вокруг разъезда.
Усадьба Бугры была выстроена на вершине холма. Вокруг стоял вековой сосновый лес. Усадьбы представляла собой большой одноэтажный бревенчатый дом, с неизменным мезонином. Этот дом сохранился до наших дней, и теперь представляет собой одну из достопримечательностей Обнинска. Дом очень красив и удобен. Вокруг дома растет чудесный сад, который особенно прекрасен в пору цветения. За домом были расположены хозяйственные постройки. Перед главным входом по склону холма расположился живописный парк. В парке до сих пор можно увидеть редкостные для этих мест растения: пробковое дерево, сибирский кедр. Кроме этого в парке росло несколько десятков видов сирени, которая во время цветения превращала усадьбу в сказочный мир, наполненный чудными ароматами и разноцветьем. Когда то здесь выращивались орхидеи, в специально построенной оранжерее. Иван Иванович Трояновский был знатоком растительного мира, он не только выращивал орхидеи, но и сам занимался их селекцией, получая новые виды. Им даже была издана книга «Культура орхидей». А сам хозяин усадьбы считался крупнейшим в стране специалистом по выведению орхидей. Усадьба Бугры была предназначена для проживания в ней, как в летнее, так и зимнее время. Особой красотой выделялись в интерьере усадьбы голландские изразцовые печи.
После революции Усадьба Бугры не была национализирована. Так как не представляла собой особой ценности, являясь обычным деревянным домом. Здесь гостил знаменитый музыкант Метнер. И за время своего пребывания в Усадьбе Бугры, он создал цикл лирических пьес для фортепьяно «Забытые мотивы». А в 1932 году Усадьба Бугры переходит Петру Петровичу Кончаловскому. Художник довольно часто проводил в усадьбе часть лета, осени, а иногда жил здесь и зимой. Пётр Кончаловский любил Бугры не только за живописные виды и удобный дом, но и за охоту. Зимой он с сыном часто «гонял зайцев», охотился на лис. Еще одним увлечением художника было садоводство. Он сам вырастил в Буграх виноград. Художник так же, как и прежний хозяин усадьбы, занимался разведением сирени. Красота этого растения запечатлена на многих его работах. Бугры стали тем местом, где Кончаловский создал свои знаменитые натюрморты с изображением веток сирени, ставшие своеобразной отличительной чертой всего его творчества. Исследователи искусства остаются при едином мнении, что лучшие свои работы художник написал именно здесь. А его «сирени» относят лучшим достижениям натюрморта, 20 века.
Памятники Обнинска.
С историей города Обнинска можно знакомиться, изучая его памятники. Расскажем о некоторых из них. Памятник «Ракета» представляет собой стройную, устремленную вверх ракету. Это настоящий высотный метеозонд. Установлен он возле ЦКБ. Обнинск – это крупнейший центр по изучению погоды.
В небольшом сквере возле железнодорожного вокзала расположился еще один символ города - Стела «Обнинск». Стела представляет конструкцию из белого бетона и металла, с изображением на нем символов Обнинска: атома, реторты для проведения научных исследований и других символов наукограда. Это, своего рода, герб города. На нем есть и дата 1956 год- год образования города.
Есть в Обнинске несколько памятников, связанных с событиями Великой отечественной войны. Совсем недавно в 2002 году в городе открыт «Памятник узникам концлагерей», инициатива создания этого обелиска принадлежала малолетним узникам, познавшим все тяготы плена в немецких лагерях. Забыть это невозможно. Все будущие поколения должны помнить о том, что было совершено с детьми в годы Второй Мировой войны. «Вечный огонь» - это дань памяти воинам, отдавшим свои жизни за освобождение местности, на которой сейчас расположился Обнинск. У Вечного огня расположена мемориальная доска и именами тех, кто сражался в этих местах за свободу нашей Родины, тут же находится и братская могила. В небольшом сквере рядом с Вечным огнем, возведен «Памятник жителям, павшим в ВОВ». Он – напоминание всем жителям современного Обнинска о тех людях, которые проживали в окрестностях города и погибли во время ВО войны.
Есть в городе и немало интересных и необычных памятников. Например, «Руки с кольцом», которые символизируют любовь. Этот уникальный памятник представляет собой две руки – мужскую и женскую, над которыми символом вечной любви поднимается обручальное кольцо. «Корабль «Алые Паруса» также стал своеобразным символом Обнинска. Построен он был в 1976 году в одном из дворов города. С тех пор каждый год корабль готовится к плаванию, расправляя свои, действительно, алые паруса. В этом же дворе построена из красного кирпича «Небольшая крепость» - любимое место для игр, тем более, что рядом есть небольшой искусственный бассейн. Двор на улице Энгельса является одним из наиболее посещаемых мест, куда горожане приходят с детьми. Интересна и история памятника «Птица Феникс». Ее создали скульпторы в 1981 году. По замыслу создателей, Феникс был воплощением мирного развития атомной энергетики, своеобразным символом города. Птица была черного цвета, а в середину ее сказочного хвоста был помещен символ атома. Феникс гордо стоял на белой колонне. Однако, руководство города усмотрело в черном фениксе некую неправильность, По мнению некоторых, черный цвет, как бы намекал на сгоревшего феникса, а это уже не имело никакого отношения к мирному атому. Поэтому было принято решение перекрасить феникса в белый цвет.
Много в городе памятников и бюстов, установленных в честь великих людей прошлой эпохи. Это «Памятник Пушкину». Удивительно, но он является в Обнинске первым памятником, посвященным не деятелям науки, а поэту и писателю – представителю искусства. В городе два памятника Ленину, Памятник известному на все Россию педагогу Шацкому, Памятник академику Курчатову. И, конечно, никого не удивит, что в Обнинске есть памятник известнейшему физику-ядерщику Фредерику Жолио-Кюри.
Метеорологическая мачта Обнинска.
Есть в городе Обнинск помимо первой в мире АЭС и еще одно чудо. ВММ-310 – метеорологическая мачта стала вторым символом города. Это чудо инженерной конструкции представляет собой трубчатую структуру серебристого цвета, устремленную в небеса. Высота метеомачты 310 метров, при совсем небольшом диаметре, который составляет всего 2,3 метра. Это и делает обнинскую мачту похожей на иглу.
ВММ-310 установлена на шаровой опоре. Чтобы поддерживать такое высокое сооружение в вертикальном положении, конструкторы метеорологической мачты создали четырёхярусную вантовую систему.
Как же проводятся проверки оборудования, установленного на метеомачте, каким образом проводятся экспериментальные исследования? Для обслуживания ВММ-310 и всей аппаратуры, расположенной внутри обнинской мачты предусмотрен специальный лифт. Измерительную технику и сопутствующую аппаратуру разместили на 13 рабочих площадках. Эти площадки имеют выдвижные шестиметровые реи по четыре на каждой.
Метеорологическая мачта, построенная в Обнинске, не имеет аналогов в РФ! Нет ничего подобного и в странах СНГ.
ВММ-310 выполняет множество измерительных функций по разным параметрам: скорость и направление ветра, параметры влажности воздуха, давление, температура воздуха, возможность выпадения осадков, облачности. Новейшее оборудование, расположенное на метеомачте позволяет проводить изучение турбулентных и оптических характеристик. Здесь измеряется, помимо основных метеорологических характеристик, еще и солнечная радиация, радиоактивности воздуха. Все измерения, осуществляемые приборами ВММ-310, анализируются и систематизируются на основе новейших компьютерных технологий. Отличительной особенностью метеорологической мачты Обнинска является возможность синхронного измерения важных в метеорологии величин в 300-метровом слое атмосферы в любое время, в любые погодные условия и в любом высотном диапазоне.
Метеорологическая мачта Обнинска в основном служит для проведения научных исследований и экспериментов. Так с помощью аппаратуры, установленной на мачте, проводятся уточнения прогноза погоды, осуществляется наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха, проводится высотный мониторинг климата, что позволяет спрогнозировать точные сводки погоды для оперативного обслуживание аэропортов, МЧС.
Храм в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского
Свою историю храм Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского, построенный совсем недавно в городе Обнинске начинает с регистрации новой православной общины. Эта религиозная община в 1991 году начала строительство храма на Кончаловских горах. Церковь строилась на средства общины и добровольные пожертвования со стороны предпринимателей города. Эскиз будущего храма разрабатывал обнинский художник Есинский А.В.. Сам Владыка Климент благословил начало строительных работ. Не все в строительстве шло гладко. В самом начале, сразу после возведения стен церкви, закончились денежные средства. Новых поступлений не было. На какой-то миг казалось, что работы будут прекращены, но прошла зима, а с наступлением весны к празднику Светлой Пасхи строительство продолжилось, храм подвели под крышу. Однако трудности на этом не закончились, в 90-е годы проблемы возникали не только из-за нехватки денег, но и материалов. Однако, храму суждено было жить! Драгоценную медь на облицовку главки храма предоставили монахи из Малоярославецкого монастыря. Кирпич для облицовки доставили из Воротынска, кованые решетки на церковные окна выполнил московский мастер. Все внутреннее убранство будущего храма собирали, буквально, по мелочам в разных действующих храмах и церквях по всему региону. Но уже через год после начала строительства, в храме начались богослужения. Однако, уже через пару лет стало ясно, что храм не может вместить всех прихожан, так как за два года их число необычайно возросло. Поэтому появилась необходимость в постройке еще одного придела, который начали пристраивать к храму Святителя Тихона… уже в 1994 году. Он был назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через два года после начала строительных работ, в новом пределе стали проводиться практически все богослужения. Первым настоятелем нового храма стал Георгий Ладоха. К 2001 году к храму пристроили дом притча, а также ризница, церковная лавка. Одной из особенностей нового храма является уникальная крестильня, позволяющая крестить взрослых, совершая при этом Таинстве полное погружение в воду. В 2004 году начинаются новые работы на территории храма - строительство колокольни. Прихожане храма имеют возможность не только посещать богослужения, но и собираться в доме, построенном у храма, на совместные мероприятии: просмотр православных фильмов, беседы, праздничные трапезы. Для прихожан, за несколько лет своего существования, церковь собрала обширную библиотеку, а кроме этого храм ежемесячно издает свою газету "Тихоновский Благовест", которую могут купить не только прихожане. Православный вестник стал популярным среди всех жителей Обнинска. В 2008 году храм святителя Тихона стал еще красивее – у него появились три новых позолоченных креста на трех новых позолоченных куполах. Так от небольшой церкви, задуманной, как церковь при кладбище, началась история нового храма.
Храм Рождества Христова
Новый город быстро рос, росла вместе с ним и необходимость строительства большого храма для православных верующих. В 1998 году началась работа по строительству центрального кафедрального храма города. Проект нового храма Рождества Христова разработал архитектор города Белоусов М.М.. Храм, по задуманному типовому проекту, бал выстроен из кирпича с последующей облицовкой. Сейчас это прекрасное здание, выкрашенное в желтый цвет с белой отделкой ниш, арочных проемов, карнизов. Золотая главка храма, помещенная на барабан с узкими оконными проемами, сияет в лучах солнца. Над главным входом, и входом в боковой придел расположен небольшой выгнутый навес. Рядом с церковью, вплотную к ней, устремилась в небесную высь трехъярусная колокольня с зоной звона, расположенной на втором уровне. Третий уровень колокольни имеет кружевную отделку и завершается позолоченной главкой. Храмовая территория обнесена красивым ажурным заборчиком.
Стоит отметить, что строительные работы велись на средства, выделяемые Калужской епархией и непосредственно под ее контролем. Но уже со следующего года продолжение строительства было перенято строительным предприятием города - ООО "Метеорит-2". Строительство шло быстрыми темпами, и в 2000 году празднование Рождества Христова уже проходило в новом храме. А в следующем году все строительные работы были полностью завершены. Продолжалась только отделка внутри храма. Так проект иконостаса – это уникальная разработка, принадлежащая протоиерею Александру Кадину. Работы же по его изготовлению производили мастера-резчики по дереву из города Хотьково. Над написанием икон для нового Храма Рождества Христова работали калужские иконописцы.
Храм Рождества Христова задумывался, как трехпрестольный. Главный престол храма – это престол Рождества Христова. Помимо него, с южной и северной стороны расположились еще два придела: Божией Матери "Державная" и Николая Чудотворца.
Архитектурные достопримечательности города.
Одним из символов Старого города можно назвать Водонапорную башню. Это сооружение не только выполняло много лет свои непосредственные функции, но и служила украшением города. Водонапорная башня Обнинска – это, поистине, сказочная постройка, вызывающая ассоциации с древними замковыми башнями. Ее стройный силуэт поддерживает верхнюю барабанную конструкцию, в которой по всему периметру симметрично расположены окошки. Снизу барабанную часть башни «поддерживают» арочные украшения. В каждой арке круглое отверстие. Сквозь ветви парковых деревьев водонапорная башня кажется зачарованной частью замка.
Интересным для туристов может показаться и Плотина, построенная в Обнинске в пятидесятых годах прошлого века. Плотина призвана была служить регулированию воды в реке Протва. Само сооружение имеет два шлюза. Наблюдать за небольшим водопадом особенно интересно в апреле в момент таяния снегов, когда уровень воды повышается. Издали сооружение смотрится, как три богатырские башни с квадратными мощными шапками, водруженными на столбы-колонны.
Еще одной достопримечательностью города является Дом ученых – красивое бело-мраморное здание с разными режимами ночной подсветки. Дом ученых это не только центр науки, но и культуры. Здесь проводятся концерты и общественно-политические мероприятия, выставки и спортивно-оздоровительные проекты. Первоначально в 1979 году был открыт Дом политпросвещения, проект которого выполнил архитектор В. И. Давтян. Здесь же разместился и Дом учёных. Но вот так сложилось, что в изменившейся политической системе нашего государства первоначальное главное направление политпросвещения ушло, а Дом ученых остался. В 1991 году он получил официальное название - Дом науки. Ну а со временем все вернулось «на круги своя» и Дом науки вновь стал называться Домом ученых. Даже сейчас – это колоссальное сооружение, рассчитанное на огромное число посетителей. Так концертный зал имеет 615 мест, лекционный зал рассчитан на 220 мест, помимо их в Доме ученых есть еще два банкетных зала для проведения торжественных мероприятий. С 1980 года создана краеведческая секция.
Изюминкой Дома ученых в Обнинске является огромный старинный дуб, расположившийся рядом со зданием. Прямо, как у Пушкина «…и дуб зеленый, и кот ученый», но с поправкой на современность, пушкинского мудрого кота вполне заменяет Дом учёных.
Церковь Бориса и Глеба.
Церковь Бориса и Глеба имеет долгую и интересную историю. Она гораздо старше города. Церковь построили в 1773 году при князе И. И. Воронцове, который в те времена был хозяином усадьбы Белкино.
Помимо особняка на территории усадьбы была построена церковь, замысленная по проекту, как часть усадебного комплекса. Выстроена она была в том же стиле, что и сама усадьба, по проекту архитектора К. И. Бланка. Рядом с церковью была колокольня и трапезная. Церковь представляла собой обычный восьмерик расположенный на четверике. Внутри ее стены, первоначально были расписаны в технике гризайль сценами из мифов, портиками, покрытыми узорами из переплетенных цветов и листьев. По летописным источникам, доподлинно известно, что роспись храма Бориса и Глеба велась под руководством самого В. И. Баженова. Барокко, как архитектурный стиль, проявился и в обилии лепных украшений. Все это соответствовало традициям архитектуры екатерининского времени. По задумке архитектора, церковь должна была выглядеть, как один из павильонов общего архитектурного ансамбля, поэтому можно предположить, что церковь, как и основные постройки, была выкрашена в желто-белый цвет. Позднее (в 19 веке), эти «светские», по своей сути, рисунки были закрашены. Вместо них были заново выполнены рисунки, взятые из Евангелия. На куполе появились ангелы. В 1815 году церковь достраивается, к ней добавляется придел Божией Матери «Утоли моя печали». Долгое время про церкви действовала воскресная школа для детей.
Революция 1917 года разрушила то, что так долго создавалось. Церковь закрыли в 1930 году. И с тех пор она ветшала. Долгие годы советской власти ее использовали, как склад. Только в 1988 году церковь взяла под свое попечение христианская община.
Сегодня каменный храм возрожден к жизни. Внешне он соответствует классическому типу построения, но все же, имеет некоторые, несвойственные классической застройки, штрихи. Так четверик, построен таким образом, что почти не выступает за грани восьмерика. Это образует сжатый, довольно узкий боковой силуэт. Даже во внутреннем убранстве Церкви Бориса и Глеба есть некоторые отступления от традиционной классики. Это элементы, присущие барокко. Соединенные воедино, они придают храму неповторимый колорит. В чем же можно проследить влияние барокко? Это, прежде всего, маленькие овальные окна, расположенные под самым потолком.
Особых украшений внешнего фасада Церковь Бориса и Глеба не имеет, за исключение повторяющихся элементов – пилястров, расположенных в оконных довольно узких простенках. Но это, как раз, и является чертой раннего классицизма.